На краю жизни

Осложнения едва не привели к трагедии

Что случилось с малышом из вполне благополучной семьи? Его мама Айгуль Молдахметова вспоминает, что затемпературил младший сын под вечер 26 января 2008 года. В поселке работает опытная фельдшер, и Айгуль немедленно обратилась к ней. Фельдшер осмотрела ребенка, сказала, что у него вирусная инфекция, посоветовала сбить температуру, если поднимется слишком сильно.

О том, что все не так просто, Айгуль стала догадываться через день-два: сынишке лучше не становилось, а к 30 января ему стало заметно хуже. За это время его осмотрела фельдшер из соседнего поселка и повторно – их участковый. Она и посоветовала срочно отправляться в районную больницу. Сказала, похоже на пневмонию и, кроме того, вполне вероятен аппендицит. Мальчишку привезли в Сарыкольскую ЦРБ ночью. По словам матери, дежурного педиатра ждали около получаса. В коридоре. На фельдшерские диагнозы доктор внимания не обратила, и мама с сыном были отправлены в палату.

Лишь на следующее утро часов в 11 в палате появился педиатр. Она выписала направление на анализы, и опять все затихло. Айгуль говорит, что уже тогда она поняла: сына нужно срочно везти в Костанай – речь идет о жизни ребенка. Хотела только дождаться результатов анализов. Дождалась флюорографии. Доктор выписала курс лечения на дому и сказала приехать к ней через три дня.

В Костанае у родствеников Айгуль оказалась поздно вечером 31 января. В детскую областную больницу Бекзат попал в тяжелом состоянии. С двухсторонней бронхопневмонией и... перитонитом. Осложнение от вовремя не сделанной элементарной операции едва не стоило ребенку жизни.

Нарушение – налево. Нарушение – направо

В Костанайскую детскую областную больницу из различных районов периодически поступают дети с осложнениями. Субъективны или объективны причины, по которым сельские жители часто просто не могут получить квалифицированную медицинскую помощь дома? В области не хватает примерно 400 врачей различных специальностей. В первую очередь от нехватки специалистов страдает село.

С другой стороны, в Сарыкольской районной больнице имеются и педиатры, и хирурги. Тем не менее (и это уже точка зрения областного комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг, проверившего историю маленького Бекзата из Кара-Обы) в случае с Бекзатом сельские медики не сделали то, что должны были сделать.

– Сельский фельдшер должна была выписать направление в Сарыкольскую районную больницу и обеспечить доставку ребенка в больницу, – считает директор департамента комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг Министерства здравоохранения по Костанайской области Куаныш Акбаев. – В районной больнице дежурный врач-педиатр обязана была обратить внимание на слова матери о подозрении фельдшера на аппендицит и обязательно пригласить хирурга для исключения или подтверждения диагноза. У мальчика немедленно должны были взять анализы и завести историю болезни.

Экспертизу сделали через… год

Ничего из перечисленного сделано не было. А значит, впору говорить не только о количестве врачей в центральных районных больницах, но и об их профессиональном уровне.

В конце марта прошлого года результаты проверки были переданы в РОВД Сарыкольского района для проведения более тщательного расследования. С тех пор сотрудники комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг трижды обращались к полицейским и трижды получали ответ: идет доследственная проверка. Только в феврале из райотдела сообщили: назначена судебно-медицинская экспертиза.

Провели экспертизу спустя год, 19 марта – в этот день ребенка осматривали эксперты. По данным на 1 апреля, ее результаты матери Бекзата еще не были известны.

Цена здоровья в мире бюрократических отписок

– Я в отчаянии, – сообщила нам по телефону Айгуль. – Бекзат с тех пор стал часто болеть. Этой зимой трижды перенес пневмонию. У сына аллергические реакции на антибиотики, в кишечнике спайки – мы регулярно лечимся. Я обратилась за помощью в управление здравоохранения области. А там мне сказали: вы все равно ничего не добьетесь. Почему не остались в районной больнице? Почему?! Да если бы я осталась, сын бы уже умер!

По данным комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг Костанайской области, в прошлом году результаты четырех проверок были направлены на расследование полицейским. По выявленным фактам в отношении врачей не было возбуждено ни одного уголовного дела.

Долго не могла Айгуль Молдахметова добиться вразумительного ответа на свои жалобы ни от медицинских чиновников, ни от полицейских.

Похоже, что жизнь и здоровье Бекзата, равно как и слезы его матери, немного стоят в мире бюрократических

отписок.

Ольга КОЛОКОЛОВА, Николай СОЛОВЬЕВ (фото), Костанай