Что только не устраивают на тоях жители области! Причем бахвальством и желанием отметить не хуже, чем у других, отличаются не только мангистаусцы, но и жители Шымкента и Алматы. На свадьбы приглашают охотников на лошадях, с собаками, беркутами, заказывают дорогих звезд эстрады, въезжают в залы ресторанов на дорогих лимузинах.
Обычный той в одном из ресторанов Актау. Фаер-шоу, танцоры, музыканты, лошади, охотничьи птицы и собаки.
Известный актауский блогер Азамат САРСЕНБАЕВ рассказывает, что был удивлен такому размаху. Признается – думал, что за время карантина народ пересмотрит взгляды на такие затратные и фееричные мероприятия. Но больше всего блогера возмущает использование животных и птиц на подобных праздниках.
− На видео беркутчи дергает птицу под музыку. Зачем, для чего нужно было так унижать гордую птицу? Беркут − это символ казахских степей, он ассоциируется со свободой, верностью, гордостью, чувством достоинства и мощью. Я до сих пор не понимаю, в чем смысл присутствия этих свободных и гордых птиц в ресторане на потеху гостям, − говорит Азамат Сарсенбаев.
Зоозащитники согласны с блогером.
Рассказывают, что собак породы тазы, которые считаются национальным достоянием, сейчас выращивают вовсе не для охоты, а для участия в тоях.
При этом волонтеры отмечают – во время карантина, когда были запрещены все гуляния и праздники, бездомных тазы стало в разы больше. Их находили истощенными возле трасс или в городе.
− Мы подозреваем, что как только эти собаки перестали приносить доход своим владельцам, то есть выступать в качестве “клоунов” на тоях, то от них просто избавлялись, выгоняли их за ненадобностью. Сейчас они вновь понадобились. Порода, которую пытаются спасти как национальное достояние, стала игрушкой для гостей на тоях. Обычно их везут в город из дальних аулов, и даже представить невозможно, как и в каких условиях перевозят лошадей, птиц, собак. Мы подозреваем, что в бортовые машины грузят сразу всех, − рассказывают зоозащитники.
Лошади тоже частые гости на свадьбах. На них въезжают в зал актеры, изображающие кочевников, воинов или охотников, или же сами женихи. Также их часто приглашают на детские дни рождения, которые также принято отмечать с размахом в ресторанах.
− Я отмечал сыну день рождения, и у нас была лошадь. Но она была ненастоящая. В костюм переодевались актеры. Я не представляю, зачем лошадь в ресторане? Это ведь опасно! Она может испугаться резкого звука, взбрыкнуть, понести, лягнуть, − говорит шоумен Алтай МЕКЕБАЕВ.
На одном из тоев, как рассказывает шоумен, был даже питон. На этом страсть мангистаусцев к диким животным пока заканчивается.
К слову, заказать лошадей, птиц и собак на свадьбу в ресторан стоит от 40 до 60 тысяч тенге, выступления танцоров, иллюзионистов и актеров обойдутся в среднем от 300 до 400 тысяч тенге. Прайсы на выступления звезд – неизвестны. Организаторы свадеб все как один повторяют – как договоришься. Стоимость столов зависит от числа приглашенных, от блюд (от обычных до черной икры и осетров) и от количества и качества спиртных напитков.
Нурлан ИБРАЕВ (фамилия изменена) занимает хорошую должность в нефтяной компании. Мужчина рассказывает – может позволить себе устроить пышную свадьбу. Недавно Нурлан женил сына. Причем отец был против пышного большого тоя, уговорила жена, признается он.
– На всё ушло около 5 миллионов тенге. Мы эти деньги откладывали на депозит, поэтому обошлись без кредитов. Я был за то, чтобы купить на эти деньги молодым квартиру – у сына уже есть собственная, но пассивный доход от сдачи семье не помешает. Поэтому предлагал устроить всё в тесном семейном кругу, человек на 50. Но жена, как заведенная, твердила: а что скажут родственники, начала вспоминать, какая у кого была свадьба. И я сдался. Не хотелось ударить в грязь лицом. В итоге больше половины приглашенных я видел впервые, − рассказывает Нурлан Ибраев.
Нурлан отмечает, что 5 миллионов – это стоимость свадьбы чуть выше среднего. Свадьбы поскромнее (те, на которые берутся кредиты и выплачиваются еще лет 5) обходятся в среднем в 2 миллиона. А вот для тоев по высшему разряду планки в сумме нет.
Отмечать свадьбы с размахом – это городская традиция. В аулах всё гораздо скромнее. Но сейчас всё чаще молодожены даже из дальних населенных пунктов предпочитают отмечать свадьбы в районных центрах или в Актау. Запрещенные тои или карьера во власти: как казахстанские звезды богатеют во время карантина
В последние несколько лет многие пытаются сэкономить на свадьбе. Если раньше тои проводили сторона жениха и сторона невесты отдельно, то сейчас их объединяют. Более того, уменьшился и киит – подарки родственникам невесты. Если раньше подарками непременно нужно было одарить маму невесты, многочисленных теть, бабушку и даже бабушкину подругу, то теперь ограничиваются лишь родителями.
Историк и краевед Алкажан ЕДИЛХАН рассказывает, что относится резко отрицательно к тому, что сейчас устраивают на свадьбах и прочих торжествах. Говорит, что не принято было у казахов отмечать дорого-богато.
− С середины XVIII века, то есть со времен святого Бекет-ата, население полуострова было очень религиозным. Не принято было устраивать такие тои с хлебосольством и роскошью, как сейчас. Все свадьбы проводились с соблюдением религиозных обрядов. Нельзя было выбрасывать хлеб и мясо, как это делают сейчас после тоев, когда остается очень много продуктов. Скромно себя люди вели, была какая-то мораль, сейчас же – это громко и пошло. По религии всегда запрещено было брать деньги под проценты, сейчас – это сплошь и рядом. Берут кредиты, которые тяжким бременем лежат на плечах бедных родителей. Радует, что сейчас молодежь становится более осознанной. Я знаю семью, в которой молодые учились в Европе и по приезде решили пожениться. И как бы ни умоляла сторона девушки провести той, она им запретила. Живут сейчас счастливо. А есть такие семьи, в которых молодые разводятся через год, а родители, отказывая себе во всем, еще лет 5 выплачивают кредит, взятый на свадьбу. Кому что доказали – непонятно. Я уверен, что через пару поколений всего этого не будет, и это радует, − говорит историк.
Сравниться с Мангистау по уровню роскошных тоев могут разве Шымкент и Алматы. В Шымкенте, к примеру, молодожены разъезжают в кортеже из верблюдов. Кроме того, здесь уже неактуально заходить в зал для торжеств пешком, поэтому гости и молодые въезжают в рестораны на дорогих внедорожниках и лимузинах. Хорошо, что до самолетов не дошло. Хотя нет…
В Алматы, к примеру, во время карантина были очень популярны выездные свадьбы. Гостей вывозили на борту самолета, к примеру, в Турцию.
Во многих регионах свадьбы отмечают редко, при этом после карантина стали отмечать скромнее, в узком семейном кругу – без ресторанов и сотен гостей. В Уральске и раньше не принято было устраивать свадьбы “по-богатому”, а сейчас тем более не до роскоши – тои на 70−80 человек уже считаются нормой. При этом свадьбы обходятся в среднем в 1,5−2 миллиона тенге. В Семее молодожены всё чаще делают выбор в пользу сельской местности. У танцевальных коллективов заказы расписаны надолго вперед – из 10 заказов 8 приходятся на аулы. К слову, Семей побил рекорд среди областных центров по количеству посадочных мест в банкетных залах. Здесь есть рестораны, способные вмещать 800 и более гостей.
В Атырау также стали менее расточительными. Если раньше на тоях здесь сорили деньгами и приглашали российских артистов, то сейчас такого размаха уже нет.
АКТАУ