На какие хитрости идут хлебопеки, чтобы сдержать цены на хлеб

Ни один год в Павлодаре не обходится без дежурного обсуждения насущного вопроса. Новости напоминают боевую сводку: “Хлеб подорожал вопреки обещаниям чиновников”, “Удержать ситуацию под контролем обещают власти”, “Виновных в повышении цены ищут в Павлодаре”. И в финале цепочки возникает информация о том, что так называемая социальная буханка из муки 1-го сорта подешевела. И жители региона знают, что новая фаза борьбы за их финансовое благополучие не за горами.

Причем само население давно остро не реагирует на колебания хлебного курса в разбеге 5–15 тенге.

Пугают больше цифры в обменниках, ценники на масло сливочное – 3 тысячи тенге, говядину – 2 тысячи и выше, и то, что поход в аптеку сегодня является настоящим разорением.

Но власти всё поддерживают миф о том, что непременным признаком экономической стабильности является наличие формового хлеба по доступной цене. Кирпич постоянно присутствует в казахстанской корзине социально значимых продуктов вместе с гречкой, сахаром и мукой. Цены на эти и другие продукты первой необходимости контролируются акиматами в специальных магазинах.

Хлебопеки без устали твердят о рисках для отрасли, которые влечет искусственное сдерживание цены на продукцию. И с такой же регулярностью им приходится наступать на горло собственной песне. То есть заключать меморандумы с павлодарскими властями.

– Вы знаете, что в период ЧС в связи с коронавирусом правительство ввело предельные цены на ряд продуктов. Так, буханку формового хлеба в розницу должны были реализовывать не дороже 80 тенге, что и было соблюдено. К тому же такой хлеб на постоянной основе входит в список социально значимых товаров. В наших социальных точках торговли цена – 85 тенге. Хлебопеки поддерживают нас в этом. Но бывают ситуации, когда приходится договариваться. В этом году подорожала мука, мы сделали поставки из фонда СПК. Сейчас не отгружается удешевленное сырье, но 2 пекарни по меморандуму все же будут обеспечивать наши торговые точки на прежних условиях. На рынке цена, конечно, выше, – говорит главный специалист городского отдела предпринимательства и сельского хозяйства Асем КЕНЖАЛИНА.

Правда, находятся и несогласные. ТОО “Фирма Павлодарский хлебобулочный комбинат” еще в октябре прошлого года решилось повысить цену до 105 тенге за буханку.

И сразу получило реакцию в виде проверки со стороны регионального департамента комитета по защите и развитию конкуренции. Как сообщил нашему изданию руководитель госоргана Павел БАДАНИН, действие крупного хлебозавода подпало под статью 174 Предпринимательского кодекса – установление и поддержание монопольно высокой цены. А основанием для расследования стало обращение местного исполнительного органа – акимата.  «Начали пихать под мышки горячий хлеб»: алматинцы рассказывают про очереди за продуктами

По данным департамента, комбинат имеет долю на рынке формового хлеба в 35 процентов и занимает доминирующее положение. Материалы дела уже направлены в административный суд. На днях разбирательство стартует и в Павлодарском экономическом суде, куда с жалобой обратился оппонент.

– Мы действительно эти действия госоргана обжаловали. Начали они проверку осенью, завершили в мае, вынесли заключение о нашей вине, хотя мы доказывали, что не имели возможности сдержать цену. Еще последствия пандемии не расхлебали, когда предельные цены появились, а еще штраф в размере 1,8 миллиона грозит.

Ну сколько можно разорять хлебную отрасль? Дайте нам нормально работать! Как только хотим повысить цену, нам сразу по голове стучат!

Я просто не понимаю, как можно покупать муку по 103 тенге и продавать свой хлеб по 75 тенге. У нас вся бухгалтерия чистая, она показывает, что это невозможно, – возмущается директор ТОО “Фирма Павлодарский хлебобулочный комбинат” Виталий САРТАКОВ.

Чтобы удержаться на плаву, здесь пошли на радикальный для предприятия шаг. Переформатировали рецептуру хлеба, которую не изменяли много лет. Со второй половины прошлого века он был известен под маркой “Семиреченский”, затем его переименовали в “Тау нан”.

– Когда в этом году времена настали критические, мы отказались от выпуска нашего фирменного хлеба. Изменили рецепт формового, который является для нас основной статьей дохода. Используем муку 2-го и высшего сортов, продукция из которых не регулируется государством. Нам очень жаль, но другого выхода не было, – говорит директор предприятия.

По его словам, только в этом году объем выпечки формового хлеба был снижен на 50 процентов – до 3 700 тонн в сутки. Коллектив завода сократился со 189 до 151 человека.

ПАВЛОДАР