Зимой в Актобе, как, впрочем, и по всей стране, – “сезон бомжей”. Будто из ниоткуда появляются они на теплотрассах – грязные, вечно пьяные.
Приютить их мог бы Центр социальной адаптации. Да вместить всех он не может – рассчитан на 65 мест. А ведь бездомных в три-четыре раза больше!
– Контингент у нас постоянно меняется. Из наших подопечных 56 ушли по собственному желанию, в дом-интернат для престарелых и инвалидов переведены 19, за нарушение условий содержания мы распрощались со 121 человеком, – рассказал “Каравану” директор центра Сабыргали ДАУЛЕТОВ.
А ведь в центре не просто дают кров и помогают восстановить документы, здесь могут дать специальность и потом даже подсобить с работой – шанс изменить жизнь! Правда, очереди из желающих не наблюдается. Если в 2011 году выучились 5 человек, в прошлом году – ни одного!
В общем, панацеей от тотального уличного нищенства центр вряд ли станет.
Как люди оказываются бомжами? У каждого своя печальная история.
Бижамал Умбетову я встретила возле своего дома, она рылась в мусорном контейнере в поисках съестного.
– Как вас зовут? У вас есть родные? Как оказались на улице? – расспрашивала я ее. Рассказала она о себе немного.
Ей 41 год. Образование – восемь классов. Всю свою жизнь, пока с подачи родного брата ее не определили в Центр адаптации, прожила в Родниковке Мартукского района.
– Два года назад выгнали из центра, так и скитаюсь. Идти мне некуда, никому не нужна, – говорила она, с трудом сдерживая слезы.
В центре адаптации, куда я обратилась с просьбой приютить женщину, сначала согласились, но затем перезвонили и сказали, что, к сожалению, не могут ее принять.
– У нас она была четыре раза. В последний раз неадекватно вела себя, кидалась на постояльцев с ножницами. Пришлось вызвать психиатрическую бригаду, – рассказал директор и настоятельно посоветовал мне обратиться в психбольницу.
Оказывается, после того случая Бижамал целый месяц лечилась в психоневрологическом диспансере. Затем ее выписали. И она поселилась под окнами моего дома на теплотрассе.
Целыми днями женщина сидит на трубе. Места своего не покидает, боится лишиться своих нехитрых пожитков. Спиртного не пьет, ни с кем не водит дружбу, поест, что найдет в мусорных баках, – и снова на теплую трубу. Как-то пожаловалась, что беспокоят ноги. Мы вызвали “скорую”. Но Бижамал, увидев машину, убежала. Немного подождав ее, врачи уехали.
Через какое-то время ночью, когда она стала кричать и перебудила всех в округе, ее все-таки забрали в психиатрию. Правда, долго ее держать навряд ли станут – подлечат и опять выпишут. На улицу.
Таких историй – сотни. Как помочь этим людям?
Актобе