– Мы продолжаем проведение курсовой политики, направленной на сглаживание резких скачков обменного курса… Снижение уровня инфляции по сравнению с 2014 годом способствовало уменьшению цен на непродовольственные товары в основном за счет импорта из ближнего зарубежья, – отметил глава Нацбанка. – В целом, ценовая ситуация на внутреннем потребительском рынке остается стабильной.
Получается, Кайрат Келимбетов фактически признал, что Национальный банк тратит свои активы на поддержание курса тенге, притом, что на нашу валюту постоянно оказывают давление спекулянты.
Для регулирования курса тенге Нацбанк использует два источника: собственные золотовалютные резервы и активы, накопленные в Национальном фонде. На начало 2015 года здесь было собрано 100 миллиардов 806 миллионов долларов: 29 миллиардов – это ЗВР Нацбанка и 71 миллиард 751 миллион – в Нацфонде. И вот начиная с нового года эти активы постоянно снижаются. Пополнения резервов нет. Следовательно, задача сводится только к одному: какой уровень резервов Кайрат Келимбетов посчитает опасным и когда мы можем подойти к этой черте?
Теоретически этот показатель равен объему импорта страны за два последних квартала. Понятно, что валюта нужна в основном для закупки за рубежом необходимых товаров. По итогам 2014 года, объем импорта у нас составил 41 миллиард долларов. Получается черта опасности – это примерно 20 миллиардов долларов, и к этому показателю по ЗВР Нацбанк уверенно идет. Но у Казахстана есть особенность – Национальный фонд. Это увеличивает подушку безопасности в три раза – до 100 миллиардов долларов. В этом случае Нацбанк может спокойно тратить по миллиарду долларов еще следующие шесть лет.
В этом ключе становится более понятным выступление премьер-министра Карима МАСИМОВА:
– По нашему мнению, в ближайшие 3–5 лет мы будем жить в эпоху низких цен на ресурсы, низких цен на сырьевые товары – основные наши экспортные товары. Это потребует пересмотра программ и бюджетных расходов.
Есть еще один якорь, который тащит курс тенге вниз. Это реальный эффективный обменный курс тенге. Судя по этой статистике, тенге также явно переоценен в сводном индексе на 26 процентов. Причем если раньше эффективный курс тенге по отношению к валютам стран СНГ был занижен, а к валютам дальнего Запада – завышен и разница между этими курсами как бы смазывалась, то с I квартала 2015 года курс тенге завышен ко всем валютам наших главных торговых партнеров. Все это говорит, что либо Нацбанк все-таки решится на снижение курса тенге в ближайший год, либо правительство наконец задумается о нормальном развитии экономики страны.