На чем строит свой бизнес необычное тепличное хозяйство в ВКО

Ты мне нравишься

В свое время “КАРАВАН” одним из первых рассказал о новой теплице в селе Украинка Уланского района. Технология получения зелени круг­лый год за счет естественного тепла, сохраняемого грунтом на глубине 2,5 метра, оказалась в регионе, да и в стране в новинку. Необычным для климата Казахстанского Алтая стал и профиль хозяйства: не огурцы и помидоры, а цитрусовые, бананы, тропические и декоративные растения.

Сегодня комплекс “Жер Су”, созданный супругами Николаем и Людмилой ЗЕМЛЯНЫМИ, стал фишкой района.

Он занимает около тысячи квад­ратных метров и, несмотря на достаточно скромные размеры, располагает невероятным ассортиментом. Мы попробовали подсчитать и быстро сбились: лимоны, папайи, бананы, мандарины, гранаты, фикусы, инжир, или фиги, ананасы, кофе, мушмула, саговая пальма, розмарин, муррайя, лавр, мирт, аукуба, папоротники, бугенвиллеи, монстрелы, орхидеи…

– Коллекции постоянно пополняются, – рассказала хозяйка комплекса Людмила Земляная. – Люди сами часто привозят новинки. В прошлом году нам передали, например, привезенные из Индии семена дынного дерева. Я их посеяла, и вот они подрастают. Из Крыма специально доставили мушмулу японскую, саженец сейчас пошел в рост.

У нас когда-то “больничка” была для растений, которые загибались в цветочных магазинах. Мы их забирали, реанимировали, возвращали им товарный вид.

За это в одном магазине нам разрешили взять семена золотого дерева. Это редкое растение, его когда-то под страхом смерти запрещали вывозить из Японии. Мы его посадили и с одного посева получили неожиданно разные расцветки – золотые, зеленые с крапинками, пестрые. Бананы у нас особого сорта – суперкарлик, его вывел киевский селекционер Анатолий Патий. Он долго экспериментировал, прививал и получил миниатюрный комнатный вид. Это очень жизнеспособные растения. Мы вот выкопали все, рассадили по горшкам. Как в деревне заЛИМОНили тропики

Часть саженцев Людмила Дмитриевна находит на выставках. Живую гирлянду бугенвиллею она, например, привезла из Голландии. Растение преподнесло сюрприз: рядом с оранжевыми соцветиями выстрелило красно-розовую ветку. Наверное, таким образом красавица просигналила: ей здесь нравится. “Подарок селекции, – с удовольствием отмечает садовод. – Буду черенковать”.

Подбор ассортимента в “Жер Су” строят по простому принципу – к чему душа лежит.

Те же бугенвиллеи Людмила Дмитриевна называет своей страстью и по возможности пополняет коллекцию всеми 14 известными в мире разновидностями. Кофе Земляные развели, сначала посадив зерна в горшки. Сегодня, спустя 8 лет, на мини-плантации в закрытом грунте зреет урожай сорта “арабика”. Деревце муррайя покорило садовода ореолом мистики. В Японии его ягоды, считавшие­ся чудодейственными, могли употреблять только члены императорской семьи.

За попытку вынести из сада ягодку или даже листочек следовала смертная казнь.

Земляные деревце начеренковали, посадили в цветочные горшки, размножили. И сейчас оно цветет и дарит ягоды во многих домах и квартирах казахстанцев. “Принцип выбора ассортимента один, – заметила садовод. – Если мне нравится, наверняка еще кого-то порадует”.

Лимоны по‑киевски

Любопытно, что первые два года площади в “Жер Су” были заняты посадками огурцов, помидоров, салатов, лука, сельдерея, спаржи… Эти овощи садоводы привозили на рынок и… не могли сбыть. Они были свежими, хрустящими, красивыми. Но торговцы брали не их, а зелень, привезенную с юга крупными оптовыми партиями. Потому что дешевле.

– Я общаюсь с парнем, который в Алматинской области сделал инновационную теплицу, – рассказала Людмила Дмитриевна. – У него большой ассортимент – салаты, руккола, мята, порей, сельдерей и так далее. Зелень изумительная. И он долго не мог раскрутиться, потому что доставкой занималась сторонняя транспортная компания.

Грузчики упаковки швыряли, а это же скоропорт, очень нежный товар. Так ему пришлось создать свой отдел логистики и контролировать доставку вплоть до расстановки на прилавке.

Это как раз то, о чем он не подозревал, когда затевал проект. У меня, когда мы занимались овощами, на одной грядке только рукколы было 6–7 сортов. Это сложно. Надо посадить, каждый день поливать, вовремя срезать, отмыть, упаковать, доставить. И еще, чтобы сразу купили. А люди могут и не взять по твоей цене. В Европе приходится 10 килограммов салата на одного человека. Но там другая культура питания. У нас на одного покупателя приходится меньше килограмма. Правда, понемногу рацион у казахстанцев меняется, просто нужно время.

За службу маркетинга у тепличников отвечают аккаунт в Интернете и контакты в соцсетях. Как согласилась Людмила Дмитриевна, это негусто.

Но так уж сложилось, что их бизнес развивается по философии “как идет, так идет”.

Хотя, конечно, было бы выгоднее, если бы в Усть-Каменогорске действовал сервис доставки скоропортящейся продукции. Это могло бы увеличить оборот и позволить заняться, например, выращиванием посадочного материала, снабжать свой регион.

– Посадочный материал – слабое звено в Восточном Казахстане, – пояснила садовод. – Саженцы выписывают и везут издалека. По-хорошему, этим бы заняться молодежи. Ведь когда просто купил-продал – это не бизнес. Реальное дело – это когда ты сам вырастил. Без посредников и перекупщиков казахстанские фермеры разорятся - эксперт

На третий-четвертый год в “Жер Су” перепрофилировались на выращивание цитрусовых . И прибыль гарантированная, и затраты иные. По словам Людмилы Дмитриевны, остаются покупатели, которые могут приехать за одним килограммом огурцов и купить их по любой цене. Но бизнесу нужна устойчивость. В отличие от капризных овощей, требующих быстрого сбыта, лимоны, например, созревают 9 месяцев и достаточно долго висят на ветке. Понадобилось – сорвали, нет покупателей – остаются на дереве, украшают, дают эфирное лимонное масло.

Постепенно рядом с лимонами все больше места стали занимать цветы. Сейчас именно продажа цветов дает теплице основную прибыль.

“Человек приехал за лимонами, заодно купил цветок, – поясняет садовод. – Лимоны и мандарины у нас, наверное, теперь больше для души”.

Чаще всего о теплице Земляных люди узнают по сарафанному радио. Один поделился впечатлениями с другим, второй рассказал третьему. Есть уже круг постоянных клиентов, причем некоторые приезжают из Алматы и столицы специально, чтобы самим собственноручно срезать в лимонном саду плоды с веток.

– Если к нам приезжают за лимонами, мы даем возможность сорвать прямо с дерева, это же интересно, – рассказала садовод. – Лимоны необычные, отличаются размерами, листьями и даже запахом. Вес одного плода может доходить до полутора килограммов. Сорт по месту выведения называется “киевский крупноплодный”. У него большие листья, обеспечивающие фотосинтез в условиях малой освещенности. В отличие, например, от узбекских лимонов, которые собираются разово, у нас плоды могут держаться несколько месяцев. Одна девушка каждое лето отдыхает в Восточном Казахстане, обязательно заезжает в наши теплицы и уже с порога торопит: “Пойдемте резать лимоны”. Был покупатель, который приобрел муррайю, поставил дома на отдельный столик. Сфотографировал и прислал нам снимок – мол, обеспечил деревцу достойный уход. Для городских жителей, особенно в мегаполисе, такие прогулки как антидепрессант.

Зимой основные деньги хозяйству приносят продажа цитрусовых и экскурсии. Учителя привозят школьников, городское турбюро организовывает группы любителей флоры. Сейчас здесь еще задумались над мастер-классами для детей по изготовлению композиций с суккулентами и кактусами. Ребенок может сам сделать цветочный этюд с использованием камней и ракушек.

Летом доход еще приносит продажа зелени в небольших объемах и ягод со смородиновой плантации. И опять-таки: ни маркетинга, ни соответственно оптовых покупателей. Приезжает определенный круг горожан – те, кто знает.

– Можно развивать разные направления, – заметила хозяйка теплицы. – Например, мы массово подрезаем на лимонах ветки, и из листьев в дистилляторе можно делать лимонное масло. Оно применяется в косметологии. В Португалии лимонные листья готовят в кляре, и селение, где предлагают это блюдо, принимает специальные туры. Это туристический бренд. В Италии из цедры делают ликер “Лимончелло”, варят джемы, варенье, цукаты. У них на этом построен гастрономический туризм. Возможностей для расширения бизнеса много, было бы желание и хватало бы рук.

Земля греет

В основе теплицы “Жер Су” заложены технологии энергоэффективности. Температура грунта на глубине 2,5 метра круглый год примерно плюс 12 градусов. Если заложить сооружение на такой глубине, сколько можно сэкономить топлива зимой, когда на улице минус 30? Следующий момент – материалы. Например, крыша сделана из полимерного карбоната, задерживающего летом ультрафиолет, а в холод сохраняющего инфракрасные теплые лучи. Для покрытия стен выбрали теплоизоляционную фольгу. Она тоже держит тепло и, кроме того, отражает частицы света – фотоны. Растения получают и дополнительный обогрев, и лишнюю подсветку.

Электросветильники врубают только в период самых коротких дней – с декаб­ря по февраль. В остальное время безвозмездно, то есть даром, работает солнышко.

Для полива смонтирована система экономного капельного орошения. Если растения посажены в горшках, используют воду, закачанную из скважины в бочки и согретую до комнатной температуры в естественных условиях.

Как подсчитали садоводы, затраты на их комплекс в 7–10 раз меньше, чем на традиционную голландскую теплицу.

И при этом Земляные продолжают экспериментировать, искать новинки. В одной из оранжерей им помогли установить агрегат, работающий по принципу лампы Чижевского, это увлажнитель и ионизатор воздуха. Результат оказался положительным: лимоны здесь зацвели и созрели на месяц раньше, чем обычно.

– В Казахстане сейчас строят похожие теплицы, – заключила Людмила Дмитриевна. – В Алматы создают комплекс. Из столицы предприниматель сначала приехал на разведку. Всё посмотрел, потом построил. Недавно купил у нас саженцы, а его семья прошла здесь стажировку. И сейчас мы с ними постоянно на связи. У них большой рынок сбыта, а значит, и хорошие перспективы. Пока они только начинают дело, но в любом случае процесс пошел.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК