Продолжаем разбираться, где, в чем и как государство может сэкономить.
Кто рулит государственными средствами? Чиновники. Сколько их всего на души и кошельки населения приходится?
61 бастык на 61 холопа?
По словам политолога Эдуарда Полетаева, на конец февраля - «порядка 83 тысяч при утвержденном штате в 90,5 тысячи человек. Учитывая, что в 2021 году число госслужащих сократили примерно на 10 %... Хотя в последние годы отток из системы государственной службы снизился».
Чуть ранее директор департамента Агентства по делам госслужбы Куандык Айтакын признался, что в министерстве экологии на 61 подчиненного пришелся ровно (только не смейтесь!) 61 шеф. А в отделе внутреннего аудита на одного «раба» было аж четыре «господина». Нормально?
При этом зарплата у начальника всегда выше, чем у подчиненного. Иногда в разы. О какой экономии госбюджета тут можно говорить?
Справка «Каравана»
С 1 января этого года введены в действие правила соотношения численности руководящего и исполнительского состава. Доля руководства не должна превышать 30-35 % от штатной численности. Сейчас в пределах 27-28 %.
К слову, два года назад президент Токаев поручил ввести 5-летний мораторий на повышение зарплат высокопоставленных госслужащих: «Считаю, зарплаты у упомянутой категории вполне достаточные». И добавил, что под это поручение попадают члены правительства, акимы регионов и депутаты: «Думаю, что эту новость вы воспримете с пониманием». Но при этом уточнил, что «административным госслужащим и бюджетникам зарплаты нужно поднимать по мере роста возможностей бюджета».
При этом премии за хорошую работу никто в стране не отменял.
Бастыки из квазисектора выписывают себе миллионные премии, оплачивают их рядовые казахстанцы
В недавнем интервью на реплику, что для повышения привлекательности госслужбы президент Токаев предложил установить зарплату, конкурентную с частным сектором, политолог Эдуард Полетаев ответил издалека. «Вопрос конкурентной зарплаты – дискуссионный. Если пошел на госслужбу, то возлагаешь на себя немало обязанностей. Естественно, спрос и требования большие. За это нужен определенный социальный пакет, возможность получения служебного жилья, нормальная пенсия … В частном секторе тоже есть спрос на квалифицированных специалистов. Госслужба не всегда выдерживает с ним конкуренцию».
А кто не рискует…
Летом 2022-го глава Счетного комитета (сейчас Высшая аудиторская палата) Наталья Годунова сказала, что новые поправки в законы позволят жестко спрашивать за каждый неправильно использованный бюджетный тенге. И добавила, что в 2021 году выявлено 413 млрд неэффективно использованных средств. Речь шла об административной ответственности первых руководителей госорганов и компаний квазисектора. Была еще попытка добавить ответственность «за недостижение эффекта от использования инвестиций». Но – мимо!
То есть попытка отстоять госбюджет была не засчитана.
Через год, в феврале 2023-го, агентство по делам госслужбы вернулось к этой идее: «Эффективность работы госслужащих теперь будут оценивать ежеквартально», - заявил зампред агентства Азамат Жоламанов. Суть: чиновников, которые два квартала подряд получали неудовлетворительную оценку, начнут понижать в должности. И дальше: «Если ранее решение выносила комиссия, то теперь кандидат будет определяться системой на основе суммирования баллов по результатам прохождения этапов».
Комментирует экономист Айжан Сейтжанова:
- Во-первых, не уверена, что баллы будут давать объективно. Не исключены и привходящие факторы. В том числе ситуативные: засухи, пожары, наводнения, эпидемии… Во-вторых, недостаточность финансовых ресурсов для предотвращения этих бедствий, которые ограничивают его полномочия. В-третьих, если этот госслужащий и совершил ряд ошибок, которые нанесли ущерб бюджету, то как понижение человека в должности может возместить этот ущерб госбюджету?
В конце прошлого года Антикор пояснил, как. Штрафы!
К административной ответственности в прошлом году привлекли почти полторы сотни госслужащих, которых покарали почти на 40 миллионов тенге. За что? Перечислим. Это «нарушение антикоррупционных ограничений, неприятие мер по противодействию коррупции, воспрепятствование законной деятельности бизнеса, незаконное занятие предпринимательской деятельностью, правонарушения, связанные с процессуальными действиями».
Кстати, такие же правила игры действуют во многих странах Европы – от Франции до Прибалтики. Там к административной ответственности нагрешивших госслужащих привлекают в 10 раз чаще, чем к уголовной. «Ошибся» – плати!
Но ошибка ошибке – рознь. Или как Конституционный суд нашел у медали третью сторону
Агентство по финансовому мониторингу привело несколько фактов серьезного завышения стоимости при реализации больших инфраструктурных проектов в прошлом году. «При содействии РГП «Госэкспертиза» был удешевлен проект по модернизации противоаварийной автоматики в энергоузле столицы на 1,9 млрд тенге, где разработчики завысили цены на электрические шкафы. В Астане же скорректирована стоимость строительства магистрального обводного канализационного коллектора на 5,3 млрд тенге из-за завышения цены на трубу… При обустройстве инженерно-коммуникационной инфраструктуры поселка Солнечный в Петропавловске пресечен факт завышения стоимости электрических подстанций в 4 раза, что позволило сэкономить 2,3 млрд тенге бюджетных средств.
С областными акиматами проводится работа по снижению госрасходов по 24 объектам на 13 млрд тенге. В Караганде по проекту строительства сооружения по очистке промышленных стоков и поверхностных сточных вод только по трем видам оборудования стоимость была завышена на 541 млн тенге. По 8 проектам снижены бюджетные расходы на 10 млрд тенге. Работа направлена на недопущение хищений со стороны участников процесса развития социальной инфраструктуры и ограждение их от вовлечения в орбиту возможных уголовных и судебных разбирательств».
И это только отдельные попытки защитить госбюджет. Дальше – ого-го!
В конце февраля Конституционный суд сообщил, что норма, по которой чиновник, уволенный за дисциплинарный проступок, никогда не сможет вернуться на госслужбу – не соответствует Конституции РК. Поправки в законы предполагают, что «грешник» через год-два опять может «рулить».
Комментарий юриста Алексея Шмидта:
- В поправках еще указано, что лицам, которые совершили коррупционные правонарушения или уголовные проступки, – три года запрета. «Пятерка» тем, за кем числятся преступления небольшой и средней тяжести. «Бессрочка» для тех, у кого коррупционные тяжкие и особо тяжкие преступления. И для тех, кто совершил их в составе организованной группы. Ссылка на то, что запрет на возврат на госслужбу нарушивших закон является запретом на профессию, на мой взгляд, является замаскированным лукавством.
- Но в Европе такая норма действует.
- А вот не надо! Примеры сможете привести? Во-о-от! Там министры, даже премьеры, которые накосячили – «сбитые летчики». Да, в нашей истории было несколько примеров, когда коррупционеры возвращались во власть. Но у них потом опять случался рецидив. И появлялись так называемые «непродуктивные расходы» госбюджета. Я про то – как, в чем и где в нем министры сумеют сэкономить, если из кошелька страны постоянно воруют? Коррупция у нас – давно выстроенные схемы. Помните, в 2002-м отстранили от должности, а потом арестовали и осудили к 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества по обвинению в организации хищений госимущества министра транспорта Аблая Мырзахметова?
- Но «пятерка» ему была условной.
- А то, что он опять под судом – ничего не говорит? Таких примеров много. Еще ваш вопрос по поводу зарплат чиновникам… Кажется, Наполеон сказал: «Если вы не хотите кормить свою армию, то рано или поздно придется кормить чужую». Если мы не «накормим» нормальных, честных чиновников, особенно в нижних уровнях, то там коррупция начнет расти в разы. А госконтроль там – ниже плинтуса.
- И на чем тогда правительству экономить, в куда и когда вкладывать?
- Я юрист, не экономист. Спрашивайте у премьер-министра.
P.S. «Караван» продолжает свое расследование.