“КАРАВАН” рассказывал о резонансной дорожной аварии в апреле этого года (“ДТП в два акима”). Ставшее достоянием гласности дорожное происшествие подняло в обществе волну негодования, детали вызвали бурное обсуждение на форумах. Управлявший BMW Х5 замакима Риддера Бауржан Курманбаев в момент аварии находился в состоянии алкогольного опьянения. Как показала экспертиза, иномарка, сбившая насмерть 19-летнего парня, двигалась со скоростью почти 90 километров в час, то есть с серьезным превышением. Рядом с нетрезвым замакима Риддера в машине сидел аким Усть-Каменогорска Куат ТУМАБАЕВ.
Сразу после аварии последний уселся на водительское кресло и куда-то укатил. Спустя некоторое время Тумабаев вернулся, но припарковался в другом месте.
Это еще не всё. В Сети оказались выложены ролики с видеорегистраторов на злополучной улице Риддера в момент аварии. На них видно, как за иномаркой замакима с соблюдением дистанции следовал полицейский автомобиль с проблесковыми маячками. Словно выполнял функцию сопровождения авто с начальством. Но и это не всё. В ДВД области вынуждены были начать досудебное расследование по статье 362 УК РК (превышение должностных полномочий с угрозой применения насилия) в отношении начальника отдела криминальной полиции Риддерского ОВД.
Об угрозах и давлении с его стороны заявил отец погибшего парня Виктор СМОЛЬНИКОВ.
С первых дней ход расследования был взят на контроль областной прокуратурой и руководителем ДВД Восточного Казахстана Жанарбеком БАКТЫБАЕВЫМ. Замакима Риддера поместили под стражу. Однако не было и недели, чтобы в местных СМИ не появлялись заметки, выражающие сомнение в объективности следствия. В мае в связи с широким общественным резонансом совет по этике облдепартамента по делам госслужбы и противодействию коррупции рассмотрел дисциплинарное дело акима Усть-Каменогорска Тумабаева.
Показательно, что заслушивать совету фактически пришлось самого себя, градоначальник на заседание не явился. Прислал записку, что у него есть дела поважнее.
Коллегиальный орган, приняв во внимание, что следственные действия на тот момент еще не были завершены, ограничился рекомендацией объявить главе исполнительной власти Усть-Каменогорска неполное служебное соответствие. В ответ аким заявил, что вокруг него (цитата) “возникли многочисленные домыслы и версии”, что он оставляет их “на совести тех людей, которые эти слухи распространяют”. И… отправился в отпуск.
На днях в городском суде Риддера состоялось оглашение приговора. Видео с нетрезвым замакима Риддера за рулем появилось в сети
Усть-каменогорский градоначальник, оказавшийся в BMW Х5 в компании с пьяным Курманбаевым, заявил суду, что совсем ничего не знал и ничего не видел.
Не знал, выпивал ли Курманбаев, нарушал ли правила дорожного движения до смертельного наезда, не видел, следовала ли за ними полицейская машина. Свой поспешный отъезд с места ДТП он объяснил… желанием догнать “скорую”.
А вот какое объяснение суд услышал от представителя РОВД по поводу следовавшей за авто с чиновниками машины руководителя этого самого ОВД. По словам полицейского, водитель начальника попросил вместе с ним проехать на шиномонтаж, потом водитель куда-то уехал, а патрульного попросил отогнать машину к зданию ОВД. По дороге перед ним на светофоре остановилась машина BMW X5, которая резко повернула на встречную полосу.
Патрульный стал преследовать нарушителя, но автомобиль забарахлил, он вынужден был остановиться и передать в дежурную часть ориентировку о задержании подозрительной BMW.
Проехав чуть дальше, он увидел машину-нарушителя стоящей на обочине и рядом с ней нескольких мужчин.
Как говорится, без комментариев...
Обвинитель в своем выступлении подчеркнул, что замакима Риддера дискредитировал звание государственного служащего и потребовал наказания в виде лишения свободы на пять лет.
Защита, напротив, указала, что тот более 20 лет примерно трудился на госслужбе и у него двое несовершеннолетних детей. Суд признал бывшего теперь замакима виновным по ч. 3 ст. 345 УК РК (нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека) и приговорил к году лишения свободы в колонии общего режима. Кроме того, экс-чиновнику 5 лет запрещено управлять автотранспортными средствами. Осужденный обязан выплатить государству судебные расходы в размере 158 тысяч тенге.
В числе смягчающих обстоятельств суд указал – совершение впервые преступления небольшой или средней тяжести, признание вины, чистосердечное раскаяние, добровольное возмещение имущественного ущерба, заглаживание морального и иного вреда, причиненного уголовным правонарушением, мнение потерпевшего о назначении меры наказания.
УСТЬ‑КАМЕНОГОРСК