Часть первая
Ключевой проблемой Запада в последние годы стал фактор Путина. Точнее, Путина - президента России. Именно избранник ныне покойного Бориса Ельцина впервые после развала СССР "показал когти" Западу.
Поначалу последний воспринял эту тенденцию во внешней политике России, как нечто временное, похожее на грипп, и излечимое.
Поэтому Брюссель и Вашингтон попытались применить тактику "кнута и пряника". С одной стороны, резко выступали против позиции России по косовской проблеме, урегулированию на Ближнем Востоке, а американцы нагло заявили о планах размещения ПРО в Польше и Чехии.
С другой стороны, Запад пошел на уступки по проблеме Чечни, признав ее априори внутренним делом России, ввел в клуб "четверки", пытавшейся разрубить ближневосточный узел, тянул волынку с размещением ПРО до тех пор, пока Путин не стал применять адекватные меры по договору по обычным вооружениям в Европе (ДОВСЕ).
Мюнхенская речь Путина и стала тем поворотным пунктом, когда США и Евросоюз вдруг осознал всю глубину трансформации России. По сути, российский президент сказал, что его страна понятливая, но не настолько, чтобы поступаться интересами безопасности. При этом он установил так называемые "красные флажки" по всему фронту отношений между Россией и Западом.
Поэтому итоги парламентских выборов в России необходимо анализировать с точки зрения, останется ли Путин значимой политической фигурой в России или нет. Для серьезных аналитиков менее всего значение имеет политический расклад в Государственной Думе пятого созыва. Большее значение имеет то, достиг ли своих целей Путин, и как он собирается воспользоваться данным инструментом для своего политического долгожительства.
Поэтому во всем этом процессе, когда россияне шли к избирательным урнам и голосовали, нас интересовал лишь один вопрос: наберет ли пропутинская "Единая Россия" большинство в парламенте, дающее право изменять Конституцию или не наберет? Как оказалось, партия набрала для своего единого кандидата это самое конституционное большинство. Представительство Коммунистической партии во главе с Зюгановым на уровне 11 процентов, по сути, пиррова победа. Партия смогла увеличить свое представительство, но переломить тенденцию в России, склоняющейся к сильной президентской власти и сильному Путину, не смогла.
Представительство Либерально-Демократической партии во главе с Владимиром Жириновским - тоже можно отнести в актив Путина. При всей своей харизме, лидер ЛДПР - человек Путина, а его партия выполняет функцию чистильщика, отбирая голоса избирателей как у левого блока (КПРФ), так и правого (СПС).
Представительство "Справедливой России" во главе с Сергеем Мироновым - это еще один прекрасный политический ход Путина, благодаря которому в Госдуму не попали ни яблочники, ни Союз правых сил, ни другие явные критики нынешнего политического истеблишмента.
Мюнхен стал точкой отсчета
Как говорилось выше, именно мюнхенскую речь Путина стоит воспринимать как программную. Именно в ней российский президент показал, что его страна выросла из штанишек, в которую Россию одел Ельцин. Политика централизации ресурсов, укрепление вертикали президентской власти, уменьшение влияния губернаторов и других уровней власти в России - все это позволило Путину возвести надстройку, под которую было подогнано все остальное.
Демократические свободы теперь воспринимаются лишь через призму необходимости их для функционирования государственной машины. Когда мешают работе механизма, их просто не приемлют по причине неготовности воспринимать западные ценности.
Именно в Мюнхене Путин сказал Западу, что его время в марте 2008 года не кончается. Он сделал намек, но Запад, как представляется, не проявил должного внимания и концентрации. Лишь итоги парламентских выборов раскрыли всем глаза. Теперь и в Брюсселе, и в Вашингтоне вдруг осознали, что феномен Путина - не есть продукт скоропортящийся, а долгосрочная тенденция, способная изменить не только Россию, но и все постсоветское пространство.
Запад надеялся на чудо
Чудес на свете не бывает. Но Запад надеялся на чудо. Он до конца верил в то, что левые, с одной стороны, а правые, с другой, смогут отобрать голоса избирателей у "Единой России". Главное, там уверовали в то, что Путин, получив большинство, не сможет иметь силу в парламенте, способную влиять на ход событий. Как представляется, Запад не боялся ни того, что контроль над российским парламентом достанется коммунистам, ни того, что верховодить в нем будут правые. В первом случае Россию публично объявляли страной-изгоем со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде экономических санкций и неприкрытого политического давления. Во втором, как им казалось, все произошло бы как в старые добрые времена. Россия становится прозападной, внимательно слушает рекомендации МВФ, часто звонит Бушу и еврочиновникам, и постепенно скатывается к уровню вассала.
Путин сотворил свое чудо. "Единая Россия" фактически стала силой, под контролем которой на срок президентства другого человека оказалась Дума, а через конституционное большинство - президент, имя которого пока никто не знает. Надо думать, фамилия преемника Путина уже известна или активно обсуждается. На 99 процентов из 100 им окажется член партии "Единая Россия".
Поэтому к откровениям Путина по поводу свободы действий нового главы государства можно отнестись с некоторым скепсисом. Во-первых, действовать самостоятельно ему не даст мощный блок парламентариев из "Единой России", который будет "подправлять" президента в случае, если тот слегка забудется. Во-вторых, связанному партийной дисциплиной, ему придется следовать стратегии, разработанной Путиным еще до его избрания. В-третьих, организовать в случае форс-мажорных обстоятельств импичмент "Единой России" ничего не стоит, поэтому новому президенту придется всерьез считаться с парламентом.
Нет выхода
В России после парламентских выборов получилась такая политическая конфигурация, которая заставит любого будущего президента действовать с оглядкой на свои тылы. Путин прав в том отношении, что России нужен сильный президент. "Фишка" в том, что сильным президент будет до тех пор, пока не выйдет за рамки дозволенного и не свернет с пути, прочерченной "Единой Россией" или, если хотите, Путиным.
В противном случае парламент может применить методы его правового устранения в виде процедуры выражения недоверия. Президент же фактически лишается права досрочно распустить российский парламент, ибо решение по этому поводу примут до марта 2008 года. Парламентарии могут не принять данное решение, если найдут другие противовесы влиянию нового президента.
Партийный президент, как и предрекал Глеб Павловский, окажется в незавидной ситуации, когда опорой его в Думе может стать лишь партия, его и выдвинувшая. Остальные силы в парламенте ни по отдельности, ни консолидировано не представляют реальной силы, поэтому об их влиянии на политический процесс можно и не рассуждать. Как бы то ни было, но все в той или иной степени подготовлено к тому, чтобы в 2012 году Путин вновь сел в кресло президента России.
Вторым этапом обеспечения политического долгожительства Путина как значимой политической фигуры являются президентские выборы, которые пройдут в марте 2008 года. Поэтому парламентские выборы нельзя рассматривать в отдельности от президентских. Именно весной следующего года вотум доверия, полученный зимой 2007-го, получит реальные очертания. Как эта схема должна сработать, можно лишь предполагать, но как кажется, с большой долей вероятности: новый президент будет выдвинут партией "Единая Россия". Это первое.
Имя кандидата уже давно на слуху, и его нужно искать в ближнем окружении Путина. Это второе. Кандидатура будет сильной, связанной с нынешним президентом долгими годами совместной работы и пользующийся полным доверием со стороны Путина. Это третье. Можно даже привести примерный список таких людей: Сергей Иванов, Дмитрий Медведев, Борис Грызлов или Сергей Шойгу… Такие предположения. Пока.