Хотя племенного высокопродуктивного скота, способного давать конкурентную продукцию, в стране лишь около 10 процентов.
Сегодня регионы, исконно про-изводившие отменное мясо и обеспечивавшие им некогда огромную страну, пытаются восстановить то, что было утеряно в мясорубке 90-х. Да и в более поздние годы, когда цены на корма превратили скотину на личном подворье из кормилицы в малорентабельную заботу, мы потеряли не меньше.
Все еще пытаются жить за счет скотины те, у кого есть возможность купить по дешевке корма (не задаваясь при этом вопросом: с чего такая дешевизна?). Иначе говядинка да и свининка на рынках Костанайской области были бы еще дороже. Хотя и сейчас цена у нас иной раз выше, чем у куда более обеспеченных европейцев.
На этом фоне попытки правительства развивать “высокое” животноводство, улучшая отечественные породы элитными особями, завезенными из-за рубежа, в глазах рядовых граждан просто обречены на непопулярность. Тем более что опыт закупа скота, доставляемого в суровые казахстанские степи то самолетами, то кораблями, нарабатывается медленно, а за ошибки платить приходится очень дорого.
По 3200 евро за крупную рогатую голову симментальской породы платили австрийским фермерам животноводы Северо-Казахстанской области. Той самой, где недавно пришлось уничтожить 722 породистые коровы с приплодом, поскольку они оказались носителями серьезных заболеваний. Сумму ошибки страшно озвучивать, тем более что, как выяснилось впоследствии, сделки совершались в хозяйствах, изначально числящихся в ветслужбе Австрии неблагополучными.
Два-три таких примера – и на самом высоком уровне в стране заговорили, что с закупом высокопородного скота в дальнем зарубежье надо заканчивать. Пора, мол, на отечественные породы обратить внимание.
На самом деле Казахстану все еще есть на что “внимание обращать”. В Костанайской области, например, к 1992 году вывели аулиекольскую породу. Работали над ней 30 лет. Скот специально создан для существования в условиях резко континентального климата, телята очень быстро набирают вес и при этом имеют так называемое “мраморное” мясо.
Не так давно на большом совещании с участием известных костанайских аграриев один из авторов этой породы, Зейнулла ЖАНБУРШИНОВ, задал вопрос напрямую: “Зачем тратить огромные деньги на закуп скота в далеком зарубежье, если можно вкладывать их в улучшение отечественных пород?”.
Тем более что новое – это, как известно, хорошо забытое старое. Телки породы ангус, завезенные из Дакоты два года назад, стоили костанайским фермерам, помнится, 4,5 тысячи долларов за голову. Что интересно, иностранки этой породы хорошо известны казахстанским селекционерам. Ангусы – одна из самых скороспелых в мире пород – как раз и использовались в свое время для выведения аулиекольской породы.
Тем не менее в рамках государственного проекта развития экспортного животноводства в регион за два последних года было завезено 7839 голов племенного крупного рогатого скота. В нынешнем году планируется завезти еще 4000. Сейчас Костанайская область по этому показателю занимает первое место в республике.
Есть ли в этом смысл? Есть, считают специалисты, если понимать, как и для чего его использовать. Известный костанайский фермер Олег ДАНИЛЕНКО, в хозяйстве которого довольно крупное поголовье аулиекольской породы, в прошлом году завез 310 голов французской породы шале. Перед “рогатыми иностранцами” стоит задача: улучшить породные качества местного скота. Привезли, кстати, французов не из Франции, а из Канады. Посчитали, что климатические условия, к которым привыкли коровы, более сходны с нашим регионом.
Вот некоторые наблюдения Олега Даниленко. Зимой, на стойловом содержании, привозные телки давали привесы на 300–600 граммов выше, чем аулиекольские. Но когда скот вышел на пастбища, местные стали набирать вес лучше. И к осени вес аборигенов и зарубежных гостей сравнялся.
Выводы делайте сами.
Ученый-животновод Молдабай ЖУСУПОВ обращает внимание на главные проблемы, связанные с приобретением импортного скота.
– Иностранные фермеры предпочитают продавать коммерческий, а не селекционный скот, что в плане продуктивности далеко не одно и то же, – заметил он на одном из недавних агросовещаний. – Кроме того, селекция в США и Канаде, откуда чаще всего везут скот в наш регион, направлена в первую очередь на быстрое наращивание массы. И содержится он в стойле, а к жизни на выпасе менее нашего приспособлен.
Видимо, в ситуации с отечественным животноводством есть разные пути развития. Какие считать приоритетными – пусть специалисты решают. Но хорошо бы, чтобы и с фермерами при этом советовались. Чтобы впустую государственные деньги не тратить.
Костанай