Мяса хочется!

– Когда мы с депутатами посетили племенной комплекс в селе Мамай Акмолинской области, то увидели коров и хороших, и совсем плохих. Да, скот завозится. Но какой? “КазАгро” в свое время не дал возможности казахстанским ученым изучить состояние завозимого скота, оценить племенные качества животных. Только  под давлением общественности руководство “КазАгро” разрешило провести такую оценку, – рассказал “Каравану” вице-президент Союза фермеров Казахстана Акжол АБДУКАЛИМОВ.

Представитель Союза фермеров говорит о племенном стаде, закупленном в рамках программы “Развитие экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота РК” для Мамайского племенного комплекса, распложенного в Енбекшильдерском районе Акмолинской области.

По некоторым данным, элитные телки пород ангус и “герефорд” в количестве более 1 200 голов были закуплены в США по 4 700 долларов за голову. Теперь планируется завезти 72 тысячи голов КРС мясных пород. Причем, возможно, по более высокой цене.

– Дело в том, что в США есть два вида крупного рогатого скота – товарный, тот, что идет на мясо, и племенной – для разведения. Племенной скот стоит на порядок дороже. Поэтому определение породности завозного скота и его племенных качеств очень важно, – объясняет А. Абдукалимов.

Впечатление от Мамайского племенного хозяйства и скрытность “КазАгро” еще раз убедили Союз фермеров в том, что не все в этой программе чисто. Тем более что речь идет о выделении 129,5 миллиарда тенге в течение 5 лет. Это чуть меньше миллиарда долларов, за которые можно, оказывается, в принципе, и не отчитываться.

– Опыт наших ученых показывает, что завезенный скот не всегда адаптируется к природно-климатическим условиям и кормовой базе Казахстана. Требуются годы исследовательских работ. Иначе мы можем пустить на ветер народные деньги, – подчеркнул А. Абдукалимов.

Кроме того, в Казахстане есть много очагов ящура, сибирской язвы, бешенства, бруцеллеза и других опасных болезней. Поэтому у нас периодически вымирают целые стада. Кто может дать гарантию ветеринарной безопасности? Никто. Есть реальная угроза заражения золотых племенных телок и быков – и тогда прощай бюджетные деньги. Получается, программа сделана наспех, без научного обоснования.

Вызывают недоверие у фермеров и другие пункты программы. Так, в проекте основной упор сделан на развитие крупнотоварных ферм и откормочных площадок. Но пока заполнять их нечем. Прецеденты уже имеются. Например, действующая откормплощадка в Западном Казахстане “Кроун Батыс” мощностью до 8 800 голов КРС по факту заполнена на 10–15 процентов. Такая же ситуация и на откормплощадке ТОО “Агрофирма Ак Бас” в Акмолинской области.

Предполагается, что фермеры будут сдавать своих телят в откормочные хозяйства. Однако упущены сразу два важных момента. Первый: фермеру невыгодно сдавать молодого теленка всего по 2 доллара за килограмм и ждать деньги неопределенное время. Ему выгоднее продать его на рынке и получить деньги сразу. Конечно, “КазАгро” это понимает и связывает будущего поставщика обещанием кредитов и дотаций. При этом получается, что обычные фермеры, не связанные с “КазАгро”, всего этого будут лишены.

Второй: в Казахстане такого количества фермеров просто нет! По состоянию на 1 января 2011 года численность поголовья крупного рогатого скота у населения составляет 5 миллионов голов – это больше 80 процентов; еще 13 процентов скота – в крестьянских и фермерских хозяйствах; и только 5 процентов – на крупных сельхозпредприятиях. Иначе говоря, чтобы обеспечить выполнение программы, надо за 5 лет создать в селе новый общественный класс собственников. Как это сделать, в программе не говорится.

Другой факт, вызывающий сомнения в адекватности программы производства мяса нынешним реалиям жизни, – приписки при определении численности скота в районах. Сейчас идет процесс идентификации скота: каждой корове, быку, теленку присваивают свой паспорт. Во многих районах оказалось много “мертвых душ”. Местные акимы хватались за голову: было у них по отчетам в селах, допустим, 600 коров, а в наличии – только 300. То есть даже той скотины, на которую рассчитывали в Минсельхозе, нет.

Эксперты утверждают: поднять животноводство в Казахстане только за счет племенного улучшения стада невозможно. В условиях Казахстана экономически выгодно кочевое и отгонное животноводство. Конечно, сейчас все кочевать не будут, но почему Минсельхоз вяло развивает систему отгонного хозяйства?

– Мы богаты пастбищами. Отгонное животноводство дало бы нам колоссальное количество дешевого мяса. Такая система хороша экономичностью. На содержание скота не надо много средств. С одним стадом могут управиться два-три человека, или одна семья. Главное, чтобы пастбища были обеспечены водой, – считает А. Абдукалимов.

Недавно Министерство сельского хозяйства сообщило: оно намерено вернуть в оборот порядка 10 миллионов гектаров пастбищ. Для этого необходимо построить порядка 7 тысяч колодцев. В этом случае мы можем пойти по пути тех же США, Канады, Аргентины. То есть стран, где есть такие же степи, как и в Казахстане. В этом случае, как показывают расчеты, можно довести численность стада только крупного рогатого скота до 20 миллионов голов. Не только самим хватит, но еще и на продажу останется.