В среду депутаты Мажилиса в первом чтении одобрили законопроект по вопросам пенсионного обеспечения в РК с сопутствующими поправками, касающимися, в частности, повышения пенсионного возраста для женщин и создания Единого накопительного пенсионного фонда.
А накануне “Караван” задал свои вопросы по этому поводу председателю Комитета по защите прав потребителей финансовых услуг Гульбану АЙМАНБЕТОВОЙ.
– Гульбану Зарлыковна, для начала давайте проясним: в чем роль вашего комитета, чем он может быть полезен простым гражданам?
– Комитет по защите прав потребителей финансовых услуг Национального банка РК действует с 1 марта 2013 года. Он создан для того, чтобы контролировать качество услуг, оказываемых финансовыми организациями, выявлять нарушения прав потребителей в этой области.
Особое внимание мы уделяем разъяснительной работе среди населения.
– С какими вопросами чаще всего обращаются?
– В 2012 году поступило 4497 обращений граждан. Более половины из них приходится на банковский сектор. Как правило, это обращения заемщиков, испытывающих затруднения в исполнении принятых обязательств по банковским займам. К сожалению, низкий уровень финансовой грамотности граждан приводит их к подписанию договоров на условиях, которые ими адекватно не оцениваются или не понимаются. А потом возникают проблемы…
– Правительство и Мажилис поддержали изменения в пенсионном законодательстве, в частности, увеличение пенсионного возраста для женщин. Но нигде в разъяснениях по этому поводу не говорилось: сколько государство собирается сэкономить на этом в ближайшее время и в далеком будущем?
– Фактическое соотношение работающего населения и пенсионеров составляет в Казахстане 2,1 к 1, что является очень низким показателем. Международный опыт показывает, что данное соотношение должно быть в пределах 5 к 1, и когда оно падает, соответственно падает и размер пенсии. Это приводит к тому, что надо выбирать: повышать налоги или пенсионный возраст, или же соглашаться на сокращение пенсии.
При повышении пенсионного возраста сокращается количество пенсионеров. Сегодня количество женщин в возрасте 58–63 лет составляет 26 процентов от общего количества пенсионеров. Оценочная экономия расходов бюджета на выплату пенсий составит 19,6 млрд. долларов за 11 лет.
– Был ли проанализирован рынок труда – в частности, каковы реальные возможности для трудоустройства женщин после 50 лет? Если женщина в возрасте за 50 лет не имеет работы, то где шанс, что она ее найдет до 63 лет, особенно в сельской местности?
– Думаю, эти вопросы следует адресовать в Министерство труда и социальной защиты населения.
– Некоторые эксперты утверждают, что решение объединить пенсионные фонды в один было вызвано тем, что НПФ своими непрофессиональными, мягко говоря, действиями нанесли урон будущим пенсионерам. Так ли это?
– Последние несколько лет деятельность пенсионных фондов подвергалась активному обсуждению. Это было связано в том числе и с показателями эффективности инвестиционной деятельности НПФ.
Но чтобы судить об этом, надо рассматривать динамику доходности. Так вот, накопленный уровень доходности пенсионной системы за период с 1998 по 2012 год составляет 366,15 процента, а накопленное значение инфляции за аналогичный период – 236,31 процента. В свою очередь начисленный инвестиционный доход за данный период составляет 851,14 млрд. тенге.
При этом стоит упомянуть, что казахстанский корпоративный сектор и сектор государственных ценных бумаг получили значительное финансирование – порядка 37 процентов и 49 процентов от всех пенсионных активов (по состоянию на 1 марта 2013 года). То есть пенсионные деньги работали на экономику страны.
Но вообще создание ЕНПФ не является реформированием системы пенсионного обеспечения. Основные принципы пенсионного обеспечения в Казахстане будут сохранены, останется многоуровневая система: солидарный компонент, обязательная накопительная часть и добровольные накопления. Будут сохранены и другие параметры: собственность накоплений и их наследование, гарантия государства по возмещению пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент получения права на пенсионные выплаты.
– Создание ЕНПФ, по словам некоторых представителей топ-менеджмента финансового рынка, нерыночно, поскольку исчезает конкуренция. Ваше мнение на этот счет?
– Действительно, отсутствие конкуренции между фондами – это негативный момент, и как он скажется в будущем, реально оценить достаточно сложно.
Однако уже сейчас можно отметить некоторые положительные стороны создания ЕНПФ. Во-первых, снижение расходов, в том числе административных. Во-вторых, устранение риска совершения сделок с аффилированными лицами, имевших место в некоторых фондах.
– К вопросу о Едином накопительном пенсионном фонде: полагаете ли вы, что государство в лице Нацбанка – лучший менеджер, чем частные структуры?
– Национальный банк РК, обладая значительным опытом инвестиционного управления Национальным фондом РК и штатом квалифицированных сотрудников, имеет все возможности осуществлять эффективное инвестиционное управление пенсионными активами.