1) искоренение бедности, обеспечение его физического благоденствия и нравственного здоровья и 2) народное самоуправление. А “рядом с тем – устойчивое, добротное, равномерное, без административных дерганий течение всеобщего школьного образования. Оно не должно испытывать на себе односторонних и сбивчивых влияний”… Сказано верно, емко, многозначно. И суть фундаментальна и универсальна: здоровая школа – первоипостась, первооснова настоящего и будущего любой здоровой нации. Каково образование – таковы и перспективы.
До сегодняшнего дня у нас, да, видимо, и на всем постсоветском пространстве, школа действует большей частью все еще в поле колоссального опыта, накопленного в СССР. То была достойная система образования, высокое качество которого признавал весь мир. Но идти дальше надо уже самим, не растеряв при этом того ценного, что обрели в предшествующие десятилетия. Тогда, в рамках единого Союза, вся концепция образования, его стандарты, формы и содержание задавались из Центра. Теперь же, вылупившись из тоталитарно-имперской скорлупы, мы должны были создавать образование свое, новое, суверенное, отвечающее всем потребностям нашего независимого развития. И поняли в полной мере, что раньше-то было намного проще, и задумались над тем, что создали.
Проблем перед нами стояло и стоит великое множество. Вот лишь две из них. Одна из самых острых – кадровое обеспечение. Мало принять правильные концепции да программы, надо обеспечить их компетентное наполнение и исполнение и наверху, и на местах. Система образования, как и Восток, – дело тонкое, требующее особого профессионализма (а не только, как не раз бывало, крепкой комсомольско-орговой закваски), основанного на специальных знаниях и собственном практическом опыте. На местах же из бывших “педов” наплодили “университеты”, а квалифицированных учителей катастрофически не хватает. Многие продолжают уходить, чтобы элементарно выжить. Зарплата работников образования, по данным Минобра, составляет всего 64 процента от средней зарплаты по республике.
Другой ключевой проблемой остается существенная недооценка места и роли социально-гуманитарных дисциплин в общем контенте образования. А ведь именно они приобретают сегодня все более актуальное идеологическое значение в обеспечении, если хотите, нашей культурно-духовной суверенности, в формировании нашего активного исторического самосознания, без чего не будет дальнейшего социально-экономического и политического прогресса. Говорю об этих проблемах не понаслышке: на заре независимости довелось руководить системой социально-гуманитарного образования "всех типов учебных заведений”, вводить историю Казахстана как самостоятельный предмет и все другие новые “посткоммунистические” дисциплины, отвечая головой за каждое слово в новых учебниках, коих вводилось немерено.
Всех проблем нашей системы образования здесь не перечесть. В целом же оно пока еще не такое, какое необходимо. Легче всего винить во всех грехах и огрехах только руководителей отраслевого министерства. А ведь проблемы копились годами, в одночасье их не решить. Новое профессиональное руководство прилагает титанические усилия, дабы разгрести полученные в наследство авгиевы конюшни и выправить ситуацию. Но необходимы время, поддержка и помощь всего научного и педагогического сообщества.
Нельзя не согласиться с Архимедом Искаковым в том, что прежде всего “всем нам надо определиться, что мы будем понимать под достойным современным образованием. Мы должны определиться с содержанием образования”. И, исходя из этого, определить весь комплекс назревших проблем, пути решения поставленных Президентом Нурсултаном Назарбаевым задач инновационного развития системы образования в рамках выдвинутого масштабного Национального проекта “Интеллектуальная нация-2020”.
Приглашаем вас, дорогие читатели, к обсуждению в нашей газете проблем народного образования, решение которых так важно для всех нас.
Жанай ОМАРОВ