Мы вливаем деньги в АПК, а снижения цен на продукты питания не происходит - Дарига Назарбаева

Вливания есть, эффекта нет

– Наш аграрный сектор развивается, субсидирование сельчан растет и совершенствуется, а между тем те деньги, которые вливаются в агропромышленный комплекс, никак не отражаются и не влияют на ситуацию с ценообразованием. Мы вливаем деньги в АПК, а снижения цен на продукты питания не происходит. Аналогичная ситуация и на фармацевтическом рынке. Полагаю, что миннацэкономики и НПП “Атамекен” могут совместно рассмотреть и решить эту проблему, – заявила Дарига Назарбаева во время парламентских слушаний “О законодательном обеспечении защиты прав и интересов бизнеса и взаимодействии Национальной палаты предпринимателей “Атамекен” и государства в этой сфере”.

Сенатор предложила внедрить жесткое регулирование и ограничение торговой наценки, попутно решив проблемы с перекупщиками.

В ответ министр национальной экономики Тимур СУЛЕЙМЕНОВ сообщил, что разработан ряд предложений по сдерживанию цен.

– На наш взгляд, здесь вопрос не должен заключаться в регулировании торговой наценки. Мы хотим дать полномочия местным исполнительным органам по узкому кругу социально значимых товаров вводить предельные цены на короткий срок от 5 до 90 дней, – сказал глава МНЭ.

Проблему высоких цен на продукты озвучил и мажилисмен Тургун СЫЗДЫКОВ.

– По данным региональных филиалов нашей партии, цены на основные виды товаров по 24 наиболее значимым наименованиям подскочили практически в два и больше раз. Меморандумы, подписанные в регионах между властями и торговыми фирмами для стабилизации цен, носят в большинстве своем декларативный характер. Многочисленные непродуктивные посреднические структуры паразитируют между производителями и потребителями, – отмечалось в запросе депутатов от фракции КНПК.

Безудержный рост

Озабоченность парламентариев вопросами ценообразования на продтовары подтверждается анализом рынка. По данным портала Finprom.kz, казахстанские производители продуктов питания не смогли удержать цены под воздействием свободно плавающего обменного курса. В 2016 году рост цен существенно превысил темпы 2015 года, когда произошла одномоментная девальвация.

В январе – декабре 2016 года цены пищевиков увеличились на 17 процентов по сравнению с уровнем 2015 года, учитывая эффект инфляции. В 2015 году – всего на 4,6 процента.

Причиной указывается удорожание стоимости производства. В прошлом году сырье и оборудование для пищевой промышленности подорожало сразу на 33 процента против роста на 6 процентов в 2015 году. Стоимость продукции производственно-технического назначения от предприятий стран СНГ выросла на 42,5 процента, стран вне СНГ – на 56,4 процента. Местные поставщики оборудования и сырья для казахстанских производителей продуктов питания старались удержать рост цен – увеличение составило 21,7 процента в 2016 году.

Аналитики отмечают: количество активных участников рынка сократилось в 2016 году на 11 процентов – до самого минимального уровня за последние 5 лет.

Тем временем, как сообщило миннацэкономики, цены на продтовары за два месяца 2017 года увеличились на 2,6 процента. С начала года (в сравнении с декабрем 2016-го) отмечен рост цен на картофель – на 15 процентов, овощи свежие – на 13,9, говядину – на 5,3, масло сливочное – на 4,3, баранину – на 4,2, фрукты свежие – на 3,3, конину – на 2,7, сыр сычужный – на 2,2, молоко консервированное, хлеб – на 2,1 процента. Снижение цен зафиксировано на яйца – на 4,7 процента, сахар – на 3,2, крупу гречневую – на 1 процент.

Длинная цепочка

Несколько лет назад АО “Центр развития и защиты конкурентной политики” проводил исследование товаропроводящей системы. В ноябре 2013 года в Астане посредники, поставлявшие говядину в торговые сети и рынки, устанавливали наценку на уровне 11–13 процентов от исходной цены производителя (720–800 тенге за килограмм). Те, в свою очередь, реализовывали говядину потребителю с накруткой от 13 до 30 процентов. По молоку картина выглядела следующим образом: от товаропроизводителя молоко уходило по цене 127–130 тенге за литр, посредники продавали его торговым сетям с накруткой до 35–40 процентов, а те реализовывали нам с вами со своей маржой 10–15 процентов.

С тех пор подобные мониторинги не проводились, рассказал “КАРАВАНУ” вице-президент центра Куаныш ХОЛТУРСУНОВ.

– Как и на любом другом рынке, на рынке продтоваров существуют объективные и необъективные причины роста цен. Если мы сейчас начнем регулировать цены, то может повториться ситуация 2011 года, когда наш картофель уходил в Россию, где цены были выше, чем у нас, из-за неурожая. Для регулирования рынка в ближайшей перспективе нужно усилить работу стабфондов, подойдя к их работе с точки зрения бизнеса: закупаться вовремя, хранить соответствующе и реагировать на рыночные процессы. А если и устанавливать предельные ограничения, то только на социально значимые продукты питания и на краткосрочные периоды, – считает Холтурсунов.

Для системного же решения проблемы с непродуктивными посредниками можно внедрить опыт зарубежных стран, говорит собеседник, Франции или Испании, например, где успешно работают государственные оптовые рынки с участием частного сектора, куда сельхозтоваропроизводители напрямую поставляют продукцию.

Кто виноват и что делать

Президент Союза фермеров Казахстана Ауезхан ДАРИНОВ виновниками ситуации с высокими ценами называет в том числе самих сельхозтоваропроизводителей:

– Я с 2006 года призывал сельчан объединиться в кооперативы, чтобы уменьшить затраты на доставку и соответственно цены на конечную стоимость продукции. Если мы сегодня на рынок не можем пробиться, мне даже акимы районов говорили, бесполезно – там все схвачено, то нам надо за счет кооперации создать свой рынок и сбить цены.

Тем временем на рынках столицы на этой неделе сразу на 100–150 тенге подорожала колбаса казахстанских производителей...

Астана