Казахстанско-китайские отношения всегда вызывают особый интерес в силу нашего соседства. О том, как происходит активизация экономической деятельности, какие риски при этом имеются, – в разговоре с сотрудником Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, политологом Русланом ИЗИМОВЫМ.
Демон или плюшевая панда?
– Китай в мире всё больше выдвигается на первый план. Кого-то это тревожит, а кого-то радует. Что для Казахстана является определяющим в отношениях с нашим восточным соседом?
– Говоря о нашем сотрудничестве с Китаем, хочется начать с описания парадоксальной ситуации, которая у нас сложилась.
С одной стороны, мы признаем, что Китай сегодня – это вторая экономика на планете. Источник не только дешевых товаров, как это было раньше, но и один из самых крупных мировых инвесторов. Источник технологий и многочисленных туристов, которые по всему миру оставляют миллионы долларов.
Вместе с этим Поднебесная – уже и мощная военная держава. По мере роста экономической составляющей сильно возрастает и политическое влияние КНР.
Признавая всё это, мы постоянно стараемся стать частью проектов, реализуемых ею. На государственном уровне пытаемся внедриться в них, для чего инициируем собственные программы. На частном уровне мелкие и средние предприниматели ищут пути “завязаться” с Китаем. Иными словами, мы признаем всю значимость выстраивания с Китаем надежных, доверительных и взаимовыгодных отношений как на государственном, так и на частном уровнях.
С другой стороны, мы продолжаем мыслить стереотипно, часто впадая из крайности в крайность.
Или демонизируем Китай, выделяя его военную мощь и гипотетические территориальные претензии, или, наоборот, воспринимаем его как плюшевую панду, которая будет выделять многомиллиардные кредиты, не требуя ничего взамен.
Серьезных, системных исследований по-прежнему не ведется. Между тем сам восточный сосед, его внешнеполитические цели, подходы к их реализации и инструменты воздействия постоянно совершенствуются. В итоге получается так, что Китай меняется быстрее, чем мы формируем свою политику по отношению к нему.
– И все же, что является определяющим в наших отношениях?
– В отношениях с Китаем для нас определяющим должны быть география, экономика и безопасность (национальная безопасность). И тому есть объективные предпосылки.
От географии не убежать. Это значит, что нужно принимать Китай как данность и оперативно адаптироваться к новым формирующимся реалиям.
Искать возможности использования преимуществ нахождения рядом с глобальной экономической державой. Просчитывать проекты до мелочей. Отказываться от краткосрочной выгоды в пользу соблюдения стратегического баланса. Китай не собирается менять отношения с Казахстаном - казахстанский эксперт
Во всем соблюдать собственные национальные интересы. Соседство не только возможность, но и вызов. Исходя из этого, нужно переходить от ситуативных мер к продуманной, долгосрочной, концептуально оформленной отдельной стратегии по взаимодействию с Китаем.
Наше место в китайских программах
– Известно, что сейчас все усилия КНР во внешней политике направлены на реализацию программы “Пояс и путь”. Какое место в ней отводится странам Центральной Азии и Казахстану?
– Во внешнеэкономической составляющей этой инициативы Казахстану и странам Центральной Азии отведено важное место. В рамках состыковки программы “Нурлы жол” и китайской инициативы “Пояс и путь” в настоящее время реализуются проекты в разных сферах – от энергетики и транспорта до культуры и образования. Данное утверждение официальное и отражает позицию руководства наших стран. В реальности “Пояс и путь” не является каким-либо конкретным проектом, концепцией или даже программой.
Важно понять: после объявления осенью 2013 года идеи Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), которая позже стала называться инициативой “Пояс и путь”, все проекты, которые уже реализовывались или планировались со всеми внешним партнерами Китая, стали автоматически брендироваться как “Пояс и путь” (или “Yidai – yilu”– на китайском языке). Иными словами, “Пояс и путь” – это китайский бренд, в данном случае имеющий безграничную финансовую и политическую поддержку руководства КНР. К слову, значение “Пояса и пути” для самих китайских властей – это тема для отдельного разговора.
Казахстан с момента объявления о проекте полностью его поддерживает. Благодаря оперативной подготовке мер нам удалось получить ключевое место в этой инициативе и начать реализацию большого количества инициатив в несырьевых отраслях экономики. При этом в процессе более тесного сотрудничества с Китаем, в том числе в рамках реализации указанных проектов, выявился ряд негативных тенденций.
– Вы говорите о нарастании синофобии в странах Центральной Азии. В Казахстане причиной для негатива в отношении КНР становится 51 проект, которые китайская сторона собирается открыть у нас с помощью своих инвестиций. Опасаются, что соседи привезут к нам своих рабочих и местным не найдется места на создаваемых предприятиях. Закреплены ли в договорах рабочие места для наших работников? Ведь в случае, если мрачные прогнозы оправдаются, последствия могут оказаться неожиданными.
– Несколько заводов в рамках инвестиционной программы уже открыты в Казахстане, в том числе по сборке автомобилей, по производству масла и другие. Еще большее количество проектов на данный момент находятся в процессе реализации. Но возник ряд сложностей объективного и субъективного характера. Что больше всего пугает казахстанцев в сближении Китая и Казахстана и есть ли на это основания
Не секрет, что по условиям соглашений китайская сторона действительно привозит к нам определенную часть персонала. Как правило, это высококвалифицированные специалисты, которые должны наладить работу предприятия и передать опыт казахстанским коллегам. Но бывает так, что по условиям договора строить объекты приезжают и простые рабочие. То есть нет единой схемы. Но определенно одно – персонала с казахстанской стороны подавляющее большинство. Поэтому думаю, что количество рабочих мест на создаваемых предприятиях – это не самая большая проблема. Тем более что строгий визовый режим не дает китайской стороне привозить большое количество рабочих.
– А в чем же тогда камень преткновения?
– Серьезная проблема, на мой взгляд, в другом. А именно: в том, насколько создаваемые предприятия ориентированы на внутренний рынок. Сегодня складывается ситуация, когда новые заводы не дают заказы казахстанскому бизнесу, а также не ориентированы на удовлетворение местного спроса. Также стоит вопрос переквалификации казахстанских специалистов и так далее.
В целом, на мой взгляд, в процессе осуществления проектов с Китаем за последние 5 лет выявились новые и усугубились старые проблемные вопросы. В том числе на данном этапе следовало бы более серьезное внимание уделить следующим вопросам.
Во-первых, недолгосрочность положительного эффекта от проектов. Многие не рассчитаны с учетом хотя бы среднесрочной перспективы. Завод построен, но потребность в производимой им продукции невысокая. Или в таких объемах не нужна. Соответственно, всё будет экспортироваться опять же в Китай.
Во-вторых, увеличение задолженности перед КНР, в том числе госдолг и долг частных и квазигосударственных компаний. Эта проблема, наверное, является самой острой. Именно из-за таких опасений несколько стран в течение текущего года вовсе отказались от инвестиционных проектов с Китаем. В их числе Шри-Ланка и Пакистан.
– Нужны ли нам вообще эти предприятия?
– Этот вопрос и является третьей большой проблемой, насколько они нам нужны и полезны. Токсичные предприятия, серьезно ухудшающие экологическую ситуацию в регионах, нерентабельные производства, неориентированные на внутренний рынок, и другие. В настоящее время идет корректировка списка, и у нас есть возможность отказаться от не отвечающих нашим интересам и потребностям и предложить проекты в других сферах, например, в сфере гидропользования, сельского хозяйства.
И, наконец, то, с чего я начал разговор, – отсутствие аналитической экспертизы принимаемых решений и реализуемых проектов. Низкая востребованность в целом аналитиков, в том числе по китайскому направлению. Отсутствие специализированного учреждения по исследованию Китая, его внешней, внутренней политики.
Действовать сообща
– Нужно ли центральноазиатским республикам действовать сообща, чтобы вести диалог с КНР на равных или двусторонний формат более выгоден?
– Однозначно нужно координировать наши действия. Уже сегодня мы наблюдаем, как зависимость становится опасной тенденцией, которая постепенно замыкает региональные отношения на Китае. Чего Казахстану стоит ожидать от революционных перемен в Китае
Как показали итоги совместного исследования по теме “Инициатива “Пояс и путь”: взгляд из Центральной Азии”, которое было проведено при участии экспертов из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, видение и подходы к сотрудничеству с Китаем разные. Каждая из стран региона при выстраивании стратегии поведения с КНР исходит из собственных национальных интересов. Между тем приходится констатировать, что такая разобщенность приходится на руку Пекину, который, договариваясь с каждым отдельно, в итоге оказывается в выигрыше.
– Что же делать Казахстану в этой ситуации?
– В целом Китай остается нашим главным экономическим партнером. По мере укрепления указанного статуса значительно расширяется и политическое влияние восточного соседа на Казахстан.
В процессе взаимодействия за последние годы список вызовов, исходящих со стороны КНР, расширился. Наряду с традиционными рисками по формуле “земля, вода и ресурсы” также актуальными теперь стали такие вызовы, как строительство здесь невыгодных нам инфраструктурных и логистических объектов, а также вопросы культурного воздействия (расширение мягкой силы) и визового режима. Вот это нужно иметь в виду, строя отношения с КНР.
АЛМАТЫ