Мы просто штампуем бумаги о профессионализме – Карагусова о казахстанских дипломах

Как заявила модератор заседания депутат Мажилиса парламента РК, заместитель руководителя фракции партии «Нур Отан», руководитель комиссии Ирина Аронова назрела обеспокоенность о судьбе лабораторий, которые должны были появиться в основных вузах страны еще два года назад, передает BNews.kz.

Национальный центр аккредитации и министерство образования не сходятся в информации по числу аккредитованных лабораторий. Однако на сегодня приходится говорить только об одной лаборатории в городе Костанай.

По данным Национального центра аккредитации из 13 вузов аккредитована только одна лаборатория Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова. Сейчас выясняется, что уже вторую лабораторию этот вуз аккредитовал, а министерство образования дает нам еще КарГТУ, на самом деле национальный центр нам такой информации не дает. Не так уж много вузов, а мы все не можем разобраться в статистике. Это нас несколько обескураживает. По остальным 8 вузам проводятся подготовительные работы. Что это за подготовительные работы? Какие подготовительные работы могут идти в течении двух лет? - возмутилась депутат.

По ее словам, глава государства не раз обращал свое внимание на контроль за расходованием и эффективным использованием средств выделяемых из Национального фонда на коммерциализацию науки. За два года из средств Нацфонда было приобретено оборудование для 47 инновационных лабораторий на сумму более 6 млрд тенге. Одним из критериев формирования лаборатории является их аккредитация.

Как проинформировала в своем докладе вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова, в 11 базовых вузах уже работает 47 новых междисциплинарных лабораторий и в 2-х медицинских вузах - 2 лаборатории коллективного пользования. На базе созданных лабораторий проводятся практические и лабораторные занятия, выполняются дипломные и магистерские, научные работы обучающихся. По словам вице-министра, вузы своевременно начали процедуру аккредитации, однако следует учесть отдельные факторы, которые повлияли на ход прохождения, такие как отсутствие оборудования, трудоемкости формирования пакета из 29 документов, больших затрат и необходимости дооснащения. Таким образом, в настоящее время аккредитацию получили только 2 лаборатории.

В свою очередь, председатель Комитета по финансам и бюджету Гульжана Карагусова заявила, что эффективность от выделенных бюджетных средств отсутствует, а программу можно назвать невыполненной. По ее словам, аккредитовывать лабораторию, которая ничего не добилась в своих исследованиях, бессмысленно.

Когда разрабатывался вопрос о коммерциализации и на РБК выделяли такие большие деньги, я как член РБК задавала вопрос: Какова цель аккредитации лабораторий? Для чего они будут аккредитованы? Ведь аккредитация очень дорогой процесс, тем более ее нужно подтверждать через какое-то время. Все время тратим на это бюджетные деньги. Так не должно быть. Вообще в мире лаборатории делают аккредитацию только тогда, когда сама лаборатория уже имеет вокруг рынок, который она будет удовлетворять своим оборудованием и своими исследованиями. Вы указали 41 докторская, в Советском Союзе докторская диссертация – это уже целая наука. Где конечный результат от 41 докторской? Лаборатория идет на аккредитацию, когда есть наработки, которые нужно довести до промышленного производства и будет конечный результат, всего того, что сделали. Мы сделали все наоборот, мы вперед поставили аккредитацию, не определив никаких конечных целей. Где коммерциализация науки? Где конечный результат? - недоумевает депутат.

По мнению Карагусовой, министерство образования, не определив конечную цель, кинулось создавать центр аккредитации, когда и лаборатории практически не готовы. Необходимо полностью концептуально пересмотреть эту программу.

У нас докторов наук – плюнешь, доктор! Спросишь, он даже на уровне дипломной работы того, что в Советском Союзе было ответить не может. Тогда зачем мы такие деньги тратим? Ведь наш Президент говорит, что самый большой капитал – это люди и профессионализм. Какой это профессионализм? Мы просто штампуем бумаги о профессионализме, а под бумагой ничего нету, - дополнила депутат.