Такими людьми надо дорожить
Но не все, услышав сумму предлагаемого контракта, спешат “за бугор”. Многие казахстанские атлеты остаются дома, несмотря на бытовые сложности и невнимательность со стороны спортивных властей. Такими людьми движет в первую очередь патриотизм, и этим надо дорожить.
– Прежде чем от спортсмена требовать результат, надо создать ему необходимые условия, – напоминает заслуженный тренер Казахстана по боксу, экс-глава департамента спорта Карагандинской области Нургазы Жарылгапов. – Речь идет и о бытовых, и о тренировочных условиях. Спортсмены должны получать солидные стипендии. В свое время благодаря акиму области Нурлану Нигматулину нам удалось пробить стипендии для ведущих спортсменов области – Дмитрия Карпова, Серика Сапиева и других. К сожалению, не удалось поддержать Геннадия Головкина, которого экс-наставник сборной Казахстана Дамир Буданбеков вывел из состава команды.
Ставшему на днях чемпионом мира среди профессионалов Геннадию Головкину в свое время пришлось выслушать немало обидных замечаний. Даже титулы чемпиона мира среди любителей и серебряного призера Олимпийских игр не освобождают от порой незаслуженной критики.
– Головкина обвинили в провале на чемпионате мира 2005 года, где его внаглую засудили в бою с египтянином, – говорит Жарылгапов. – Не все знают закулисную жизнь международного бокса. Отец того египетского боксера – очень богатый человек, водивший дружбу с чиновниками AIBA. Головкину просто не дали боксировать, отдав победу его сопернику. А серебро Олимпиады в Афинах? Нашлись люди, обвинившие нашего боксера в том, что он чуть ли не продал финал. В то же время не все наши спортивные чиновники представляют себе условия, в которых живут и тренируются спортсмены.
Бездумная оптимизация
Говоря об условиях для профессиональных спортсменов, нельзя забывать о том, что делается (или не делается) для развития детско-юношеского спорта. Вырастить новую смену сегодняшним звездам нельзя, если закрывать спортивные школы и отделения. Только в этом году в Карагандинской области едва не закрыли СДЮШОР по велоспорту и отделение велоспорта в Центре олимпийской подготовки. Свои действия спортивные чиновники мотивировали низкими результатами карагандинских велогонщиков, которые, к слову, по итогам 2009 года в рейтинге занимали второе место в Казахстане.
– История благополучно разрешилась после того, как подключились общественность и руководство области, – отмечает Жарылгапов. – Представьте, что будет, если школу велоспорта сделать отделением в СДЮШОР, директор которой не является специалистом в этом виде спорта. В этом случае финансирование отделения легко может попасть под сокращение. А ведь сейчас в Казахстане после создания команды “Астана” появилась благодатная почва для развития велоспорта. Дети смотрят телевизор и хотят быть похожими на Контадора и Винокурова. А здесь спортивные чиновники, прикрываясь заданием акима об оптимизации спортивных школ, решили провернуть свои дела. В свое время в карагандинском спортинтернате было закрыто отделение тяжелой атлетики, потому что директору было лень им заниматься. Между тем карагандинская школа подготовила двух штангистов – олимпийских чемпионов – Юрия Зайцева и Виктора Мазина.
– Мы привыкли разбрасываться талантами, – продолжает Нургазы Жарылгапов. – Тот же Олег Маскаев – чемпион мира по боксу среди профессионалов в тяжелом весе. Он воспитанник нашей, абайской школы бокса. Когда Маскаеву пришло время служить в армии, его не призвали в спортроту. Тогда Олега пригласили в Ташкент, и он выиграл для Узбекистана Азиатские игры. Сейчас Маскаев – российский проект, хотя в той же Москве он бывал только проездом, когда летал на международные соревнования. Почему бы того же Головкина не сделать казахстанским проектом, вложить в него деньги? Мои кубинские друзья-боксеры, трехкратные олимпийские чемпионы Теофило Стивенсон и Феликс Савон, отмечают, что по потенциалу он даже выше американца Оскара де ла Хойи. На мой взгляд, Головкин стал бы мощнейшим национальным проектом.