Мы пришли с миром: взгляд на батыров, барымту и шежире сквозь толщу истории

С тех пор, как на правом берегу реки Иман-Бурлук в Северо-Казахстанской области 40 лет назад были начаты раскопки древнего городища, мы уже многое узнали о ботайской цивилизации. Но, как уверен первооткрыватель памятника истории директор Института археологии и степных цивилизаций КазНУ им. аль-Фараби, д. и. н., профессор Виктор ЗАЙБЕРТ, на основе найденных артефактов нам еще предстоит сделать множество открытий.

Однако уже сейчас есть все основания полагать, что даже в то время, 6 тысяч лет назад, евразийская степь являлась не только транспортным коридором, но территорией возникновения и распространения коммуникационных, экономических и культурно-сакральных новаций. Каких именно – пытались обобщить археологи и историки в рамках “круглого стола” “Историческое значение устойчивого развития всаднической степной цивилизации для современного гармоничного взаимодействия человека и общества”, организованного музеем Библиотеки Первого Президента РК.

– Носители ботайской культуры впервые выработали календарные циклы. Зимой они жили в больших поселениях площадью в 20–30 гектаров в стационарных домах, а весной часть жителей поселка вместе с лошадьми уходили в открытые степные районы Торгая, Улытау и так далее. Это подтверждает рисунок на одном из найденных глиняных кувшинов – 2 колеса и лошадь между ними, – рассказал коллегам Виктор Зайберт.

Вместе с календарными циклами кочевников именно ботайцы стали первыми следить за родословной. Но, как подчеркивает профессор, у наших предков было более глубокое понимание шежире:

– Условия степи в процессе культурогенеза требовали не только учета родства, но и территориальную привязку родственных связей для организации календарных хозяйственных циклов, протяженной миграции, облавной охоты, маршрутов выпасов, – перечисляет он.

По этой же причине ученые уверены, что ботайцы были основоположниками очень мирной культуры сосуществования. В отличие от европоцентристских моделей хозяйствования, где каждый пришлый расценивался как враг, которого надо было уничтожить, номады Великой степи издревле стремились к мирному сосуществованию. Ведь и степь большая, и где гарантия, что твой соперник не приходится тебе родственником?


Археологи разбирают находки

– В степи была минимальная агрессия. Толерантность воспитывалась испокон веков. Батырство развивалось как национальная доблесть. Существовали правила единоборств и сражений без убийств, ведь часто это были объединения родственников. Другой пример доблести батыров – барымта. Обычай широко распространен во всех всаднических культурах, но, вопреки расхожему мнению, согласно барымте, запрещалось убивать. Учитывались права и победителя, и побежденного. И эта система вкладывалась в степную психологию, чего не было в западных культурах, где люди бились до победы. Степные традиции – это правила сосуществования в процессе реализации и отсекания объекта опасности, а также возвращения в тыловую зону после, – рассказывает Виктор Зайберт.

Также, как предполагают исследователи, именно в эпоху ботайской культуры наши предки сформулировали азы тенгрианства и других мировых религий. В этом плане интересно отношение ботайцев к умершим. Родственников хоронили в отчем доме. Схожие традиции до сих пор практикуются в Мьянме.  Ботай – история через тысячелетия

И, конечно, нельзя не упомянуть о том, насколько значимо в планетарном масштабе само возникновение конной цивилизации.

– Ботайцы, одомашнив лошадь, открыли не только новые территории евразийских просторов, но и сформировали новое мировоззрение, радикально менявшее представление человека об окружающем мире и космосе. Первые коневоды установили новый сакральный миропорядок. Теперь верхний, средний и нижний миры подчинялись культу коня и другим верховным героям мировых религий, – рассказывает Виктор Зайберт.

Влияние ботайской культуры заметно в философии более поздних андроновской, Бегазы-Дандыбаевской, сакской и других кочевников. Однако со временем верх одержали более воинственные европейские культуры.


Раскопы сохраняют от дождей и солнца пологом

Как уверены многие современные исследователи, сейчас идеи степной цивилизации вновь могут стать популярными.

– Европоцентризм главным смыслом жизни сделал деньги. Это породило наплевательское отношение к природе и традиционным человеческим ценностям. Но мир меняется, и суть новой модели глобализации – человекоцентричность, – говорит эксперт по устойчивому развитию компании EICON Сергей ЦОЙ.

Как отмечает эксперт, цели устойчивого развития, о которых много лет подряд говорит ООН и которых сейчас пытаются достигнуть 193 страны, входящие в эту организацию, как нельзя лучше вписываются в каноны степной философии. Иными словами, то, что другим странам приходится фактически создавать с нуля – взаимовыручка, толерантность, ликвидация неравенства, сохранение природы – для казахов древние традиции. И всё, что нам нужно – это лишь вспомнить историю.

НУР-СУЛТАН