“Мы никогда не чувствовали, что не родные”: “Караван" побывал в уникальной большой семье

Корреспондент “КАРАВАНА” побывала в уникальной большой семье – SOS Детской деревне в Алматы.

Всего здесь 12 одноэтажных зданий, и в каждом чувствуется праздник. А на улице жизнь бурлит круглый год! Дети, которые уже вернулись из школы, бегут кататься на ледянках с горки. Другие идут на музыкальные уроки, спортивные занятия, в гости. Кто-то играет в снежки. Пока наш фотокорреспондент снимал жителей деревни за уличными развлечениями, те взахлеб рассказывали о своих приключениях. Недавно они побывали на елках – Президентской и городского акимата. Шестеро воспитанников съездили в туристический вояж в Узбекистан.

– Так мы поощрили тех, кто хорошо учится, активно участвует в жизни деревни, – говорит директор деревни и опекун детей Мира САУРАНБАЕВА. – Для всех остальных – хороший мотиватор! Мы против, чтобы всё преподносить детям на блюдечке. Они должны понимать, что нужно стараться, развиваться!

Модели, спортсмены, телеведущие…

Напомню, движение “SOS KINDERDORF INTERNATIONAL” пришло в нашу страну благодаря инициативе Сары НАЗАРБАЕВОЙ. Деревня для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей построена в 1997 году на пожертвования европейцев.

За основу здесь взята модель семейного воспитания: SOS‑мама-воспитатель и дети или мама, папа плюс дети. SOS‑мамы находятся в деревне 24 часа в сутки.

У них всего один выходной. И в этот день их заменяет семейная помощница. Она же помогает водить детей к врачу, на занятия. В этом деревня кардинально отличается от детского дома. Есть интегрированная семейная пара и мама с детьми, проживающие в отдельных квартирах за пределами деревни. Сейчас здесь 59 детей и подростков, 11 SOS‑мам и две семейные пары, педагоги, которые помогают и сопровождают детей, обучающихся в колледжах, институтах.

– 21 год назад основными критериями выбора мам был социальный статус (не замужем), без детей, до 45 лет. Сейчас все изменилось: в деревне есть мамы, у которых свои биологические дети, и даже семейная пара! – продолжает Мира Сауранбаева. – На самом деле не каждая женщина или семейная пара психологически готовы к такой работе. Процесс приема занимает от 8 месяцев до года и включает школу приемных родителей, стажировку, психологические тесты…

У нас нет уборщиц, поваров, прачек. Домашние дела дети, мамы распределяют между собой. Всё, как в обычных семьях!

– А что дальше? В редакцию много раз приходили выпускники детдомов, которые столкнулись с кучей проблем: отсутствием образования, жилья, прописки, работы.

– Дети растут, поступают в колледжи, институты. После 18 лет я не могу их держать, они переходят в общежития при учебных заведениях, но наши педагоги их сопровождают в период обучения. Потом получают жилье от государства. В прошлом году 39 наших воспитанников получили квартиры. Стараемся помочь ребятам с трудоустройством.

А еще наши дети знают: в любой момент они могут обратиться к SOS‑маме за советом, семья всегда протянет руку.

За 21 год через деревню прошли 208 детей. На 20-летие приехали все ее выпускники, у многих свои семьи, дети. Мы следим за их судьбой.

Воспитанница Жансая ЖЕКСЕМБАЕВА живет в Москве, работает телеведущей, моделью. За собой сестру Аиду ЖУМАБАЕВУ подтянула. Она – стилист. Рафаэль ГАСАНОВ – президент новой Республиканской ассоциации выпускников детских домов Казахстана и активный общественный деятель. Николай КОРСАНОВ – кандидат в мастера спорта РК, ведет секцию бокса. Федор КУРОЧКИН окончил магистратуру по специальности “Гостиничный бизнес и общественное питание” в польском городе Познани и открыл там ресторан. Среди выпускников деревни – преподаватели, предприниматели.

– В прошлом году нашу Вику мы выдали замуж за парня из Баканаса. По всем казахским традициям, – продолжает моя собеседница. – Свекровь на Вику, которая хорошо говорит по-казахски, играет на домбре, не нарадуется, говорит – лучше снохи ей не найти!

“Супруг меня из деревни в свадебном платье забрал”

Супружеская пара из Алматы Жанар АХМЕТОВА и Бауржан АИТОВ взяли на себя нелегкую миссию – воспитывать детей. У Жанар был опыт работы SOS‑мамой еще до замужества:

– Конечно, я прикипела к деткам. Были даже груднички! Супруг из деревни меня забрал в свадебном платье. Сын Димаш и дочь Медина – погодки, пришлось работу бросить. Когда детей водила на тренировки, своих воспитанников часто видела. В прошлом году встретила нашего педиатра. Она рассказала про новый проект – SOS‑семейную пару. 20 лет пролетели как один день

Муж не сразу согласился, думал. В итоге мы прошли стажировку и переехали в деревню вместе со своими детьми. В нашей семье теперь девять детей. Я работаю мамой, получаю зарплату. А супруг работает папой безвозмездно. У него есть своя работа – он водитель.

– А ваши дети не спрашивали: мама, папа, зачем это нужно?

– Вообще такого вопроса не было. Когда Димаш и Медина были маленькими, мы в деревню часто приходили, им было интересно. Так и притерлись.

– Жанар, расскажите коротко про ваших детей…

– Толик и Костя – родные братья. Толик отлично говорит по-казахски, учится в казахской школе. Костя везде все успевает, очень творческий мальчик, обожает футбол. Айгерим любит рисовать, ее родная сестренка Аяжан пробует все, но пока не хватает терпения. Их братик Айбек – самостоятельный, занимается спортивной гимнастикой. Айбек, Айгерим, Димаш ходят в музыкальную школу. Медина – старательная, аккуратная. Учится в хореографическом училище. Димаш – спортсмен, занимается боксом. Света и Ербулат учатся в колледжах, живут в общежитии и приходят на выходные. Стихия Светы – кухня. Ербулат – серьезный, старательный парень.

Свободное от школы, кружков и секций время семья проводит вместе:

– В праздники муж готовит шашлыки. Для детей это пир! Я учу девочек готовить, печь, делать зимние заготовки. Мечтаем всей семьей выезжать на природу, да только нужен автобус – не помещаемся мы в обычную машину.

“Она стояла у моста, готовая свести счеты с жизнью”

Структурное подразделение деревни – кризисный центр “Асар” для женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В уютном доме они живут шесть месяцев. В основном попадают сюда разведенные мамы с детьми, которым некуда идти. С ними, с детьми работают психологи, социальный работник.

Мамам помогают восстановить документы, получить новую профессию и найти работу. Первое время предоставляют продуктовую корзину, покупают детские вещи, необходимые медикаменты.

За полтора года через центр прошли 19 женщин и 38 детей.

– У меня началась новая жизнь! – рассказывает 27-летняя Асель. – Я выучилась на копирайтера, нашла работу. Сотрудники провели беседу с бывшим супругом, и он начал заботиться о детях. Психолог полностью поменяла и мой образ мыслей. Меня научили распределять свое время – с тремя детьми это очень сложно сделать! Скоро я переезжаю в социальное арендное жилье, предоставленное партнерской организацией.

У алматинки Елены трое сыновей – 16, 7 и 5 лет. Материнская работа. 24 часа в день, 365 дней в год

– Тут сильнее становишься, – поясняет женщина. – Я документ на грант подаю, чтобы свой швейный бизнес открыть.

– Большинство детишек, когда приходят, прячутся под стол или в угол. Потом раскрываются, – рассказывает координатор проекта Бану ШАЛБАЕВА. – Некоторые женщины попадают на грани суицида. Как-то к нам привезли женщину с тремя детьми.

Нашли ее прохожие, когда она стояла у моста, готовая свести счеты с жизнью. Выяснилось: муж, свекр – наркозависимые. Бежать некуда.

За полгода женщина изменилась, появился блеск в глазах. Работает. Снимает домик. После того как женщины покидают наш центр, полгода мы сопровождаем их, созваниваемся, в любой момент они могут обратиться к психологу.

“Многие пережили в семьях насилие и даже убийства”

На территории деревни расположен центр поддержки семьи, направленный на профилактику социального сиротства. Сотрудники центра работают с семьями в трудной жизненной ситуации, чтобы дети не попали в интернатное учреждение, а остались в кровной семье. А также сопровождают семьи, которые приняли детей из Детской деревни.

Женщинам, детям, SOS‑мамам не нужно куда-то ездить, чтобы получить услуги психолога. А детишек здесь еще обучают танцам, вокалу, рукоделию, рисованию.

– Раньше подростки неохотно шли на контакт с психологом, но с появлением новой сенсорной комнаты “Подводный мир” – она предназначена для релаксации, отдыха – проблемы больше нет, – говорит координатор центра Надира ОСПАНБЕК. – У каждого ребенка – сложная судьба. Психологи работают над сглаживанием разных форм агрессии. Ведь многие пережили в семьях насилие и даже убийства. Помогаем детям найти биологических и приемных родителей, восстановить документы. Список услуг большой!

Основной акцент делаем на адаптации детей из Детской деревни в приемной семье. В этом году 8 детей нашли свои семьи, из них двое воссоединились с родными.

…Своих мам выпускники деревни не забывают. В этом году Любовь Александровна ЕФИМЕНКОВА отметила 15 лет работы в деревне. Один из ее сыновей, Ануар ОРАЗОВ, приехал с огромным букетом роз. Растрогал собравшихся до слез, когда с дрожью в голосе произнес слова:

“Наша мама нас воспитала. Мы никогда не чувствовали, что не родные дети. Она не делила нас, принимала такими, какие есть”.

АЛМАТЫ