Актер Государственного академического русского театра имени М. Лермонтова Рауф Хабибуллин основал первый детский театр «Игра», где актерами становятся только дети, которые сами создают свои спектакли.
Все преподаватели - действующие актеры театра имени М. Лермонтова.
Худрук театра детей «Игра» Рауф Хабибуллин рассказал корреспонденту медиа-портала Caravan.kz о театре, а также о том, для чего сюда приходят дети.
- Как давно существует актерская школа при театре детей «Игра»?
- Мы существуем с 1 мая 2016 года.
Школа нужна для того, чтобы дети, которые здесь обучаются, в дальнейшем могли играть в спектаклях, которые мы и ставим.
Просто отдельно театр не может существовать без школы. Чтобы ученики могли играть спектакли, они сначала должны получить все необходимые знания в актерской школе.
- Кому принадлежит идея создания школы и театра?
- Идея принадлежит непосредственно самим детям.
Просто во время школьных каникул я как-то проводил мастер-класс по актерскому мастерству, он длился десять дней. За это время мы сдружились с детьми, успели вместе сделать небольшую постановку.
И дети, и их родители предложили продолжить занятия дальше. Вот так все и началось. Первое время я преподавал сам, а моя супруга работала в качестве администратора. Потом детей стало приходить все больше, и со временем мы поняли, что я просто не в состоянии справиться один. Поэтому я предложил своим коллегам, друзьям взяться за это дело вместе, так как мы все профессиональные и действующие актеры.
Актерское мастерство - это уникальный инструмент для развития очень важных навыков как для детей, так и для взрослых. Это помогает развить в детях общение, раскрепощенность, уверенность, также актерское мастерство помогает самопрезентации, помогает в расширении кругозора.
Это уникальный вид искусства, который включает многое: раскрытие голоса, культуру владения телом и умение общаться, преподносить себя, понимать собеседника, слышать, видеть его, помогает раскрыться как творческая личность, помогает понимать себя, находить свои интересы и приобщаться к культуре, к театру, потому что это многогранный вид искусства, здесь присутствует и хореография, и вокал, и художественное изобразительное искусство. К примеру, в школе есть упражнения: мы с детьми изучаем какого-нибудь художника и его работы, а потом ребята по этим картинам делают уже театральные этюды. Нужно знать мировую художественную культуру, много читать, здесь есть читальный зал. Одним словом, мы в школе окультуриваем детей. Мы работаем только с детьми от пяти до шестнадцати-семнадцати лет, потому что именно в этот период ребенок лучше всего впитывает вложенную в него информацию.
Наше будущее зависит от детей. И поэтому важно, пока они дети, пока у них еще сознание раскрыто, пока они еще всему верят, в этот момент вкладывать в них общечеловеческие ценности. Помимо прививания культуры, искусства, этики, чувства вкуса, стиля, помимо всего прочего, мы закладываем фундаментальную основу.
- Тем более этот год объявлен Годом молодежи…
- Да, безусловно, мы тоже выполняем поставленные задачи в Год молодежи.
У нас в стране принята Концепция о культурной политике Республики Казахстан. Я когда ее изучил, то понял, что мы, в принципе, выполняем все пожелания Президента: развитие детского творчества, развитие творческих кластеров, инициатив, все мы это делаем. И сейчас, в Год молодежи, мы продолжаем работать с молодежью, потому что понимаем, что нужно все основы заложить в детстве, чтобы потом, как говорил Отто фон Бисмарк: «Тот кто экономит на школах, будет строить тюрьмы».
Поэтому, чтобы не экономить на школе, нужно вкладывать в развитие ребенка, в его творчество. Другого времени не будет, только в детстве. У восемнадцатилетнего довольно сложно поменять уже устоявшееся понимание мира.
- Как у вас построена система обучения?
- У нас дети учатся в разных возрастных группах: 5-7 лет, 7-10 лет, 8-12 лет и 12-16, 17 лет. Все дети, пришедшие к нам в школу, начинают программу с базового курса, мы его назвали «Коммуникативный». Этот курс для того, чтобы ребенок мог научиться общению, научился видеть, слышать партнера.
Потому что большинство детей, к большому сожалению, замкнутые, стеснительные, зажатые и неуверенные. Продолжительность курса – три месяца. Но бывает и такое, что не все дети сразу могут пройти базовый курс, и они проходят его повторно.
Затем начинается актерский курс, его продолжительность - шесть месяцев.
На нем мы уже ближе знакомим детей с театром. Здесь ребята уже учатся этюдам, импровизации, они развивают фантазию, воображение.
Заканчивается актерский курс, а потом у нас начинается спецкурс. В него входят уже хореография, вокал. И дети после года обучения приступают к материалу, то есть непосредственно к постановке спектакля.
В нашей школе еще есть методический отдел. Хочу отметить, что такой отдел есть только в высших учебных заведениях. Также у нас есть отдел контроля качества, который контролирует все занятия. Есть отдел заботы о клиентах. Мы все постоянно совершенствуем, дорабатываем.
- Вас поддерживает какой-нибудь государственный орган?
- Нет, нас не поддерживают, мы частная организация.
Конечно, не хватает поддержки государства. Мы могли бы так развернуться, приглашать больших специалистов. В нашей школе можно создать целую фабрику по выпуску специалистов, не все же хотят быть актерами, у нас есть дети, которые, к примеру, хорошо рисуют, они могли бы делать классные декорации к спектаклю, есть дети, которые хорошо рисуют костюмы, и так далее.
- Вы создали театр еще из-за своих профессиональных потребностей – передать подрастающему поколению свои знания?
- В первую очередь любой профессиональный актер, действующий адекватно, не стремящийся к славе, который обладает определенными навыками, знаниями и умениями, захочет этим поделиться, передать это искусство.
Лично мне хочется этим всем поделиться с детьми, потому что им этого не хватает, они и рады бы, готовы раскрываться, раскрепощаться, делиться своими идеями, но они не знают, как это делать.
У них фантазия бурлит, энергии много, а выразить ее красиво, в чем-то передать на сцене в танце, в вокале, в чем угодно – у них этого нет. Поэтому хочется этим поделиться, и поэтому создан методический отдел, который продумывает все театральные и актерские упражнения, которые довольно сложные, их переделывает и трансформирует в такую форму, чтобы ребенку это было понятно, чтобы оно работало.
В основе методики лежат система Станиславского, техника Михаила Чехова и биомеханика Мейерхольда. Плюс обязательно включена дыхательная гимнастика.
- Позволит ли обучение в школе детям старшего возраста с большей уверенностью поступить, к примеру, в театральный университет?
- Да, можно сказать, что обучение здесь может послужить неким трамплином.
У нас обучаются несколько ребят из подростковой группы, которые уже выбрали себе профессию актера. На данный момент они проходят у нас обучение, чтобы получить азы, основы для того, чтобы поехать и поступить в лучшие театральные высшие учебные заведения.
Самое важное, что те знания, навыки, которые мы здесь даем, остаются с ними на всю жизнь. Даже если эти дети перестанут заниматься этим, тот опыт, который они получат на сцене, останется с ними навсегда.
И у нас нет сверхзадачи готовить именно актеров, мы, естественно, занимаемся актерским мастерством, у нас есть сцена, но мы не продюсерская компания и не фабрика по выпуску звезд. С помощью актерского мастерства, с помощью театрального искусства мы развиваем в детях личность.
Также мы сотрудничаем с киностудиями и кастинг-агенствами. И у детей есть возможность попасть на профессиональную съемочную площадку, стать участником кинопроизводства. А это дополнительный стимул работать над собой и развиваться. Тем более что сейчас снимается большое количество фильмов и сериалов.