«Мы не выращиваем актеров, а развиваем личность» – художественный руководитель театра детей «Игра»

Актер Государственного академического русского театра имени М. Лермонтова Рауф Хабибуллин основал первый детский театр «Игра», где актерами становятся только дети, которые сами создают свои спектакли.

 

Все преподаватели - действующие актеры театра имени М. Лермонтова.

Худрук театра детей «Игра» Рауф Хабибуллин рассказал корреспонденту медиа-портала Caravan.kz о театре, а также о том, для чего сюда приходят дети.

 

- Как давно существует актерская школа при театре детей «Игра»?

- Мы существуем с 1 мая 2016 года.

Школа нужна для того, чтобы дети, которые здесь обучаются, в дальнейшем могли играть в спектаклях, которые мы и ставим.

Просто отдельно театр не может существовать без школы. Чтобы ученики могли играть спектакли, они сначала должны получить все необходимые знания в актерской школе.

- Кому принадлежит идея создания школы и театра?

- Идея принадлежит непосредственно самим детям.

Просто во время школьных каникул я как-то проводил мастер-класс по актерскому мастерству, он длился десять дней. За это время мы сдружились с детьми, успели вместе сделать небольшую постановку.

И дети, и их родители предложили продолжить занятия дальше. Вот так все и началось. Первое время я преподавал сам, а моя супруга работала в качестве администратора. Потом детей стало приходить все больше, и со временем мы поняли, что я просто не в состоянии справиться один. Поэтому я предложил своим коллегам, друзьям взяться за это дело вместе, так как мы все профессиональные и действующие актеры.

Актерское мастерство - это уникальный инструмент для развития очень важных навыков как для детей, так и для взрослых. Это помогает развить в детях общение, раскрепощенность, уверенность, также актерское мастерство помогает самопрезентации, помогает в расширении кругозора.

 

Это уникальный вид искусства, который включает многое: раскрытие голоса, культуру владения телом и умение общаться, преподносить себя, понимать собеседника, слышать, видеть его, помогает раскрыться как творческая личность, помогает понимать себя, находить свои интересы и приобщаться к культуре, к театру, потому что это многогранный вид искусства, здесь присутствует и хореография, и вокал, и художественное изобразительное искусство. К примеру, в школе есть упражнения: мы с детьми изучаем какого-нибудь художника и его работы, а потом ребята по этим картинам делают уже театральные этюды. Нужно знать мировую художественную культуру, много читать, здесь есть читальный зал. Одним словом, мы в школе окультуриваем детей. Мы работаем только с детьми от пяти до шестнадцати-семнадцати лет, потому что именно в этот период ребенок лучше всего впитывает вложенную в него информацию.

 

Наше будущее зависит от детей. И поэтому важно, пока они дети, пока у них еще сознание раскрыто, пока они еще всему верят, в этот момент вкладывать в них общечеловеческие ценности. Помимо прививания культуры, искусства, этики, чувства вкуса, стиля, помимо всего прочего, мы закладываем фундаментальную основу.

 

- Тем более этот год объявлен Годом молодежи…

- Да, безусловно, мы тоже выполняем поставленные задачи в Год молодежи.

У нас в стране принята Концепция о культурной политике Республики Казахстан. Я когда ее изучил, то понял, что мы, в принципе, выполняем все пожелания Президента: развитие детского творчества, развитие творческих кластеров, инициатив, все мы это делаем. И сейчас, в Год молодежи, мы продолжаем работать с молодежью, потому что понимаем, что нужно все основы заложить в детстве, чтобы потом, как говорил Отто фон Бисмарк: «Тот кто экономит на школах, будет строить тюрьмы».

 

Поэтому, чтобы не экономить на школе, нужно вкладывать в развитие ребенка, в его творчество. Другого времени не будет, только в детстве. У восемнадцатилетнего довольно сложно поменять уже устоявшееся понимание мира.

- Как у вас построена система обучения?

- У нас дети учатся в разных возрастных группах: 5-7 лет, 7-10 лет, 8-12 лет и 12-16, 17 лет. Все дети, пришедшие к нам в школу, начинают программу с базового курса, мы его назвали «Коммуникативный». Этот курс для того, чтобы ребенок мог научиться общению, научился видеть, слышать партнера.

Потому что большинство детей, к большому сожалению, замкнутые, стеснительные, зажатые и неуверенные. Продолжительность курса – три месяца. Но бывает и такое, что не все дети сразу могут пройти базовый курс, и они проходят его повторно.

Затем начинается актерский курс, его продолжительность - шесть месяцев.

На нем мы уже ближе знакомим детей с театром. Здесь ребята уже учатся этюдам, импровизации, они развивают фантазию, воображение.

Заканчивается актерский курс, а потом у нас начинается спецкурс. В него входят уже хореография, вокал. И дети после года обучения приступают к материалу, то есть непосредственно к постановке спектакля.

В нашей школе еще есть методический отдел. Хочу отметить, что такой отдел есть только в высших учебных заведениях. Также у нас есть отдел контроля качества, который контролирует все занятия. Есть отдел заботы о клиентах. Мы все постоянно совершенствуем, дорабатываем.

- Вас поддерживает какой-нибудь государственный орган?

- Нет, нас не поддерживают, мы частная организация.

Конечно, не хватает поддержки государства. Мы могли бы так развернуться, приглашать больших специалистов. В нашей школе можно создать целую фабрику по выпуску специалистов, не все же хотят быть актерами, у нас есть дети, которые, к примеру, хорошо рисуют, они могли бы делать классные декорации к спектаклю, есть дети, которые хорошо рисуют костюмы, и так далее.

- Вы создали театр еще из-за своих профессиональных потребностей – передать подрастающему поколению свои знания?

- В первую очередь любой профессиональный актер, действующий адекватно, не стремящийся к славе, который обладает определенными навыками, знаниями и умениями, захочет этим поделиться, передать это искусство.

 

Лично мне хочется этим всем поделиться с детьми, потому что им этого не хватает, они и рады бы, готовы раскрываться, раскрепощаться, делиться своими идеями, но они не знают, как это делать.

У них фантазия бурлит, энергии много, а выразить ее красиво, в чем-то передать на сцене в танце, в вокале, в чем угодно – у них этого нет. Поэтому хочется этим поделиться, и поэтому создан методический отдел, который продумывает все театральные и актерские упражнения, которые довольно сложные, их переделывает и трансформирует в такую форму, чтобы ребенку это было понятно, чтобы оно работало.

В основе методики лежат система Станиславского, техника Михаила Чехова и биомеханика Мейерхольда. Плюс обязательно включена дыхательная гимнастика.

- Позволит ли обучение в школе детям старшего возраста с большей уверенностью поступить, к примеру, в театральный университет?

- Да, можно сказать, что обучение здесь может послужить неким трамплином.

У нас обучаются несколько ребят из подростковой группы, которые уже выбрали себе профессию актера. На данный момент они проходят у нас обучение, чтобы получить азы, основы для того, чтобы поехать и поступить в лучшие театральные высшие учебные заведения.

Самое важное, что те знания, навыки, которые мы здесь даем, остаются с ними на всю жизнь. Даже если эти дети перестанут заниматься этим, тот опыт, который они получат на сцене, останется с ними навсегда.

И у нас нет сверхзадачи готовить именно актеров, мы, естественно, занимаемся актерским мастерством, у нас есть сцена, но мы не продюсерская компания и не фабрика по выпуску звезд. С помощью актерского мастерства, с помощью театрального искусства мы развиваем в детях личность.

Также мы сотрудничаем с киностудиями и кастинг-агенствами. И у детей есть возможность попасть на профессиональную съемочную площадку, стать участником кинопроизводства. А это дополнительный стимул работать над собой и развиваться. Тем более что сейчас снимается большое количество фильмов и сериалов.