Мы идем своим путем

Скорее всего, именно он выполнит роль локомотива при продвижении Казахстана в демократическое будущее.
Три кита демократизации
Когда Национальная комиссия по вопросам демократизации (НКВД) была трансформирована в государственную комиссию, у определенной части общества наблюдался скепсис. НКВД, несмотря на то, что она взаимодействовала с властью на высоком уровне, так и не смогла выбраться из организационных вопросов и обыкновенного бумаготворчества.
Уже тогда оппозиционно настроенные политики говорили о том, что подобная комиссия имеет смысл, если в ней будет принимать участие сам президент страны. Власть, похоже, учла эти замечания, и потому государственная комиссия была создана при главе государства.
Однако оппозиционные силы, за исключением, пожалуй, только партии "Ак Жол", решили не принимать участие в ее работе. Вряд ли это политически дальновидно. Именно сейчас начинается в стране самое интересное: от разговоров о развитии политической системы общества мы начинаем переходить к делу.
На своем последнем заседании госкомиссия одобрила ряд документов, принципиально важных для развития общества. Во-первых, получил одобрение проект концепции развития гражданского общества. После того, как в нее будут включены замечания членов госкомиссии, прозвучавшие на заседании, ее утвердит президент РК Нурсултан Назарбаев. Именно эта концепция станет базисом для создания государственной программы.
Во-вторых, госкомиссия согласилась с планом действий правительства по углублению демократических реформ в стране на 2006 год. Премьер-министр Даниал Ахметов предложил провести выборы акимов 49 районов и 10 городов, то есть в трети административно-территориальных образований республики.
В-третьих, одобрен законопроект о местном самоуправлении. Одобрить этот законопроект предложил сам президент Казахстана, но при этом дал понять, что это всего лишь канва, основа закона. Доработать и затем принять его должен парламент. Правительство же обязано разработать программу поддержки развития органов местного самоуправления.
Шаг за шагом
Сразу же после того, как госкомиссия согласилась с планом действий правительства по углублению демократических реформ, президент РК подписал указ о проведении выборов районных и городских акимов.
Пока известен лишь один принципиальный момент - выборы состоятся в октябре. А вот где конкретно будут проведены выборы, определит Центральная избирательная комиссия. Акимы будут избираться на четыре года выборщиками - депутатами маслихатов. Кандидатов для участия в выборах будет рекомендовать вышестоящий аким.
Когда в прошлом году состоялись экспериментальные выборы глав четырех районных администраций, сложно было предположить, что уже в этом году треть акимов районного и городского уровня будут избраны на свои должности. Тем не менее, это становится реальностью. Правда, акимы областного уровня пока по-прежнему будут назначаться президентом страны, но, возможно, как говорят эксперты, уже на втором этапе политических реформ - 2009-2011 годах и этот вопрос будет решен в пользу выборов. Общество должно убедиться в том, что выборность акимов районного и городского уровня положительно сказалась на политической системе страны.
Обсуждая перспективу создания местного самоуправления, аналитики сосредотачивают свое внимание на нескольких вопросах принципиального характера, которые необходимо учесть при доработке. В частности, поднимается вопрос разграничения полномочий действующих администраций и органов самоуправления. Немаловажен и вопрос организации бюджетов органов самоуправления (сейчас даже акимы нижнего уровня вообще не имеют бюджетов). Для этого в бюджетном кодексе необходимо закрепить виды платежей, которые окажутся в распоряжении органов местного самоуправления.
В противном случае они окажутся слишком зависимы от органов власти и малоэффективны. Теоретически перейти на принцип самоуправления несложно. На самом деле требуются колоссальные усилия, политическая воля и, более того, политическая смелость.
На пороге реформы
В рамках государственной комиссии планируется обсуждать и другие вопросы дальнейшего развития политической системы общества. Президент страны Нурсултан Назарбаев не исключает, что, возможно, потребуется внести и изменения в Конституцию. Политические партии и крупные общественные объединения совместно с властью должны решить, какая форма власти должна быть в Казахстане: президентская, президентско-парламентская, парламентско-президентская или парламентская.
К концу года государственная комиссия должна подготовить свои предложения по внесению в Основной закон.
Впрочем, конституционная реформа - не самоцель. Именно поэтому глава республики подчеркнул, что члены госкомиссии должны очень ответственно отнестись к этой работе и не принимать поспешных, недостаточно продуманных решений и максимально использовать потенциал действующей Конституции. "Но если логика реформ потребует внесения изменений в Основной закон - нужно делать это, и никаких сомнений в этом не должно быть", - сказал Нурсултан Назарбаев.
Еще некоторое время назад Казахстан некоторые международные организации критиковали за то, что политическое реформирование общества значительно отстает от экономических реформ.
Но стране объективно требовалось время, чтобы осознать сущность суверенитета и вывести страну из экономического коллапса. Теперь, по словам президента, "республика должна вновь подтвердить свои лидерские качества, но уже в сфере демократических реформ".