Мы это уже проходили!

Альнур Ильяшев – дипломированный юрист, в 2006 году окончил бизнес-академию. Тема его магистерской диссертации – “Оздоровление экономики предприятия” по предмету “Антикризисное управление”. Так получилось, что заниматься этой темой Альнур начал задолго до кризиса, даже не представляя, насколько актуальной она станет в ближайшем будущем!

Кстати, когда пробил час “Х”, он написал письма в шесть самых крупных банков Казахстана, которые в числе других услуг оказывают услуги по кредитованию малого и среднего бизнеса, с предложением бесплатно (!) провести тренинги для их клиентов – руководителей предприятий малого и среднего бизнеса – по выходу из кризиса. Правда, ни один из банков на его предложение не ответил...

– Возможно, я зашел не с той стороны? Может, надо было начать с самих предпринимателей? – предполагает Альнур.

Многие, наверное, спросят, а почему он хочет провести тренинги бесплатно?

Ответ – потому, что ему действительно небезразлично, что происходит в стране, – кому-то покажется пафосным. Но только не тем, кто хорошо знает Альнура.

Зарплату беру… картинами

Пока другие переживают по поводу безработицы, Альнур работает на нескольких работах. На одной – по специальности, юристом, для того, чтобы обеспечивать потребности своей семьи. Утром, встав пораньше, подметает небольшой участок у картинной галереи – для здоровья. А потом еще – для души! – преподает в школе основы правоведения и основы проектной и исследовательской деятельности. Ну юрист и даже учитель – это понятно. А дворником-то зачем?

– Дворником я работаю, чтобы сохранять физическую форму: ведь не обязательно покупать дорогой абонемент в фитнес-клуб, чтобы поддерживать здоровье. Помахал с утра метлой, убрал снег, подолбил лед – и идешь бодрый на работу.

Опять же есть осознание того, что помогаешь поддерживать чистоту в родном городе.

Кстати, зарплату я решил получать… картинами, ведь на жизнь я зарабатываю на других работах. Вот, уже заработал две картины своего любимого художника, на подходе еще одна.

Надежда Казахстана и человечества

– А школа зачем? – интересуюсь я.

– Туда я хожу для души! Мне нравится работать в школе. Ребят приветствую в начале занятия: “Здравствуйте, Дорогие Надежды Казахстана и Человечества!”. Я действительно так думаю – ведь сегодняшние школьники через 15–20 лет будут двигать науку и экономику нашей с вами страны. И я их уже сегодня учу грамотно заниматься проектами, собирать материал, обрабатывать его и анализировать, излагать свои личные суждения – и добиваться конкретного результата. Ведь главное, чтобы у них выработалась система достижения поставленных целей, сформировался личный опыт решения практических задач, а все остальное придет само собой.

То есть главной задачей для меня является формирование лидерских качеств у школьников. Я рад, что меня в этом поддер­жало руководство моей родной школы.

Если этот проект реализуется – осталось-то всего три года! – мы будем готовы поделиться своим опытом с другими школами.

– Я слышала, это ты проект “50 конкурентоспособных школ” придумал, его теперь ежегодно проводит Алматинский Дворец школьников.

– Да, мне показалось, это будет интересно: команды из разных школ участвуют в различных номинациях (например, “Бизнес”, “Социальная активность”, “Инновации” и др.), и по результатам этого конкурса выявляются самые активные школы, нацеленные на всестороннее развитие своих учеников. Например, в прошлом году три призовых места в номинации “Бизнес-проект” получили по 100 тысяч тенге.

Главное – думать о развитии!

– А что же с диссертацией, куда ее прикладываешь, к какому месту экономики?

– Главный совет для предпринимателя – быть честным с самим собой и с окружающим миром. Как показывает статистика развитых промышленных стран, в 95 случаях из 100 предприятия становятся банкротами по внутренним причинам: из-за управленческих ошибок или преднамеренных разрушительных действий руководителя. И если стиль руководства или само руководство и его отношение к стратегическому планированию не меняется, то фирма находится в постоянном состоянии “борьбы за выживание”.

– Можно конкретнее? Возьмем для примера салон красоты – многие из них сегодня на грани закрытия, потому что клиентов все меньше, а расходов – все больше. Что ты можешь им посоветовать?

– Люди никогда не прекратят есть, пить, соблюдать гигиену. И точно так же будут стремиться быть красивыми. В салонном бизнесе, насколько мне известно, основой успеха (а в нынешних условиях – выживания) являются мастера. За хорошим мастером всегда придут и его постоянные клиенты. Значит, нужно их беречь.

Доходы уменьшаются – пересмотрите статьи своих затрат, например, вместо дорогих (только из-за своих брендов) красок, лаков и других расходных материалов лучше использовать более экономичные – но такого же качества. Можно оптимизировать свои амбиции и пересмотреть маржу. Этот период изменения предприятия называется консолидацией, когда вы, так скажем, группируетесь при падении, чтобы ничего не поломать и не травмироваться, – держите удар.

Но если для вас бизнес – это не игрушка, то не стоит останавливаться на этой стадии долго.

Как бы ни было сейчас трудно, думайте о завтрашнем дне, о развитии бизнеса.

Кроме того, я считаю, что в нынешних условиях откровенность с сотрудниками и привлечение их к процессу поиска выхода (а у них может быть свое видение ситуации и, возможно, даже готовое решение) будет наиболее честным шагом, особенно если вы подумываете урезать затраты на персонал, переводя сотрудников на неполный день или сокращая кого-либо.

На самом деле кризисы для нас и не новость. Опыт такой есть, за плечами многих нынешних предпринимателей уже был кризис

90-х годов, когда кредиты давали под 500 (!) процентов годовых. И ведь выжили, и бизнес развивали!

Кризис – всегда на пользу. Слабые не выживут и, освободив конкурентное поле, уйдут в другую среду, где смогут быть более успешными. А сильные станут сильнее!

Жанар КАНАФИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)