"Мы должны усвоить карантинные уроки, чтобы завтра эти проблемы не стали катастрофой для нашего образования" - эксперт

“Открытый урок”, который провел Президент ТОКАЕВ на очередном заседании Национального совета общественного доверия, поставил в тупик и министерство образования, и экспертное сообщество, и руководство школ и вузов. С одной стороны, задачи обозначены жестко и стратегически верно. С другой – не совсем понятно, как их решать.

Повысить стипендию будущим педагогам с 26 до 42 тысяч? Не бином Ньютона. В минфине почешут затылки, поскребут по сусекам – деньги найдут. А вот как повысить требования к абитуриентам, поступающим в вузы на педагогические специальности?

Как из студента сделать Макаренко

Эксперт ЮНЕСКО, директор международного образовательного фонда “Molodium” Василий ШАХГУЛАРИ нервно стучит пальцами по столу:

– Я не понимаю, какими эти требования должны быть. В этом году у нас рекорд: больше 130 тысяч выпускников школ готовы сдавать национальное тестирование. Не исключаю, что очень много случайных кандидатов покажут очень высокие результаты. Видимо, Президент подразумевал какой-то отсев на этапе приема в вузы? В советские времена было собеседование – преподаватели пытались выяснить: есть ли у человека способности стать педагогом?

– А можно в такой беседе понять, что абитуриент станет новым Песталоцци или Ушинским?

– Сразу – нет. Только ближе к концу учебы. Поэтому думаю, что для будущих педагогов просто механически поднимут минимальные баллы в ЕНТ.

– Президент еще сказал, что надо “обеспечить профилизацию вузов и колледжей”, которые готовят педагогов, “через усиление квалификационных требований”.

– Очевидно, он имел в виду специальности, которые уже сегодня в дефиците. И на которых пока нет конкурса. Дистанционка показала, что учитель – не важно, химик, биолог, филолог, историк – должен уметь работать с информационными технологиями. Конечно, нагрузка на него в этом случае возрастает в разы. Мало подготовить учебный материал в рамках программы. Мало адаптировать его к новому формату. Мало донести его до каждого ученика. Проблема в том, что в этом случае труднее понять: усвоил ребенок этот материал или нет. Дистанционка не дала нам ответа на этот вопрос. Скорее всего, Президент Токаев имел в виду подготовку специалистов, которые смогут научить педагогов работать интегрированно, по удаленным методикам. В СССР было высшее заочное образование. Заочники хотя бы на месяц приезжали, чтобы вживую пообщаться с преподавателями и подготовиться к экзаменам. Сейчас такое реальное общение исключено. Хотите сравнение?

– Хочу!

– Заходишь в ресторан – сразу запах еды. А ты ее не видишь.

– Но она же есть!

– В вашем мониторе тоже есть “запах” алгебры, географии или биологии. А что будет на выходе? Мы должны усвоить карантинные уроки прямо сейчас, чтобы завтра эти проблемы не стали катастрофой для нашего среднего и высшего образования. Уже остро необходимы (режет ладонью горло) социопсихологи. В том числе и в сфере образования. Но их у нас вообще не готовят! "Дистанционное обучение - это война между учениками и учителем": что не так с "удаленным" образованием

– Президент Токаев потребовал ужесточить требования к вузам. Цитирую: “Конторам, выдающим псевдодипломы, абсолютно не место в нашей системе. Эту работу нужно завершить решительно и в самые быстрые сроки”. И еще предложил создать некие квалификационные лиги для учреждений образования. Ну, как в футболе – первая, вторая…

(Очень длинная пауза.) По первому пункту. В прошлом году проверили четыре десятка вузов. До суда дела дошли по 3–4. Минобру приходится действовать в правовом поле. Требования прежние: современная материально-техническая база, соответствующая квалификация профессорско-преподавательского состава, трудоустройство выпускников и так далее. Не отвечают этим требованиям – отзывайте лицензии. Насчет рейтинга? Не знаю, кто и зачем ему это подсказал. Вот есть так называемая Лига плюща.

– Знаю. Восемь частных американских вузов. Дорогие, но очень престижные и рейтинговые – Гарвард, Йель, Колумбийский университет…

– Да это просто клуб по интересам, созданный в 1954 году! И над ним нет никакого министерства образования. В последнее время китайские и корейские вузы рвут все международные рейтинги своими выпускниками. Они дают результаты не хуже “плющевских”. А мы для чего лиги создавать будем? Да, у нас есть Назарбаев Университет, КазНУ, Сатпаевский… Но с кем они могут конкурировать?

Уроки иностранного

– Может, действительно надо приглашать к нам зарубежных ученых и менеджеров в сфере образования?

– А они у нас уже работают. И не один год. Правда, ответственность у них нулевая. За все отвечают наши. Варяги, хотя зарплаты у них ого-го какие, всегда ни при чем. Потому что не знают менталитет наших людей, нашего образа жизни. А кто считал их эффективность на прежнем месте работы? Какой у них авторитет в научном мире? Насколько они востребованы на рынке? Почему этот американец или европеец согласился на работу в Казахстане, а не в странах первого мира? Наконец, кто их приглашал? И чем эти гости лучше наших ученых?

– Василий Вачикович, если помните, Петр Первый заарканил в Россию немцев, голландцев, французов, испанцев, шведов, датчан, которые поднимали и науку, и промышленность…

– А тогда Интернета не было (улыбается и разводит руками)! Была реальная дистанционка! Сейчас все данные по людям, технологиям, формату обучения можно найти в Сети. То, что мы плохо используем этот ресурс, – тоже показатель. Возможно, Президент имел в виду именно это? Я предлагаю систему СИГМА-образования.

– Это что за зверь?

– Вкратце: “С” – (растопыривает пятерню) это сила воли, стремление учиться. “И” – интеллект, умение читать, писать, считать (сгибает второй палец). “Г” – голова, где это концентрируется (сгибает третий). “М” – мышление, умение применять навыки (четвертый). “А” – ассоциации, они позволяют мыслить масштабно (сжимает кулак). Вот это – СИГМА. Я давно это придумал, но не знал, что в Корее подобную систему приняли на вооружение, но с другими ценностями.

– Ну, в каждой избушке, как говорится, свои погремушки…

– Я изучал системы образования многих стран мира. Они все разные, никак не связаны между собой, но внутри себя очень последовательные. У нас школы, колледжи, вузы оторваны друг от друга. Разные требования, разные компетенции, разные подходы, разные оценки. Задача для министерства образования – создать единую цепочку. Пока что это – лебедь, рак и щука…

Я также считаю, что государственные вузы не должны обучать студентов на платной основе. Поддерживаю коллегу Асылбека КОЖАХМЕТОВА (президент Алматинского университета менеджмента. – Авт.), который сказал, что частные вузы готовят специалистов для страны наравне с государственными. Где гарантии, что эти грантники потом честно отработают затраченные на них деньги? Кожахметов вообще недавно предложил не давать гранты детям из обеспеченных семей!

– Триумф социальной несправедливости?

– История всегда повторяется. В XIX веке известный немецкий педагог и ученый Адольф Дистервег сказал, что учить следует детей из богатого сословия. А бедняков накормить досыта – и отправить работать на мануфактуру.

– Это вы, Василий Вачикович, про неудачников на ЕНТ?

– Это я про общее состояние образования у нас. Оно захлебнулось в реформах. Каждый год мы что-то меняем и каждый год выявляем новые проблемы. Тришкин кафтан! Потому что нет четко выстроенной стратегии.

Алматы