"Мы даже болтики сами не производим": почему казахстанцы готовы покупать "проблемные" авто из России вместо отечественных

На днях в ряде СМИ опубликованы результаты социологического опроса от DATAmetrics, где оценивалось отношение казахстанцев к автомобилям с российским учетом в стране. Опрос проводился среди автовладельцев с казахстанскими номерами в 14 областях и трех мегаполисах страны. Местом опроса стали АЗС, СТО и автоЦОНы. Было опрошено 1077 водителей.

Согласно результатам социологического исследования, мнение населения касательно машин с российским учетом отмечается достаточно отрицательное – 74 процента из числа опрошенных. Практически у половины респондентов (48 процентов) был негативный опыт с водителями машин с российскими номерами.

Среди минусов из-за автомобилей данной категории респонденты называли нарушение ПДД, отсутствие в базе, уклонение от уплаты налогов, отсутствие культуры вождения и другое. Отмечается, что тема стала актуальной в связи с большим количеством нарушений со стороны автомобилей с росучетом.

В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz решила подробнее разобраться, в чем плюсы и минусы автомобилей с российским учетом в Казахстане, правда ли, что казахстанцы относятся к ним так негативно, и почему в нашей стране так много этих авто. 

Какие авто предпочитают казахстанцы

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в сентябре 2021 года продано 10 517 новых легковых и коммерческих автомобилей. Результаты трех кварталов оптимистичны: рост сохраняется на отметке 36,3 процента, всего продано 86 566 авто (79 444 легковых и 7 122 коммерческих автомобиля), что на 23 039 больше, чем в январе-сентябре 2020 года. По прогнозам АКАБ, в текущем году будет продано 110-115 тысяч новых автомобилей. В целом результаты 2021 года приблизятся к максимуму за последние пять лет. 

По итогам девяти месяцев лидирует Chevrolet – 22 383 машины (+523,5 процента), Hyundai на второй строчке с результатом 17 758 авто (+55,2 процента), тройку замыкает Toyota – 10 404 штуки (+32,6 процента). В разрезе моделей по итогам девяти месяцев лидирует Chevrolet Cobalt (10 769) и Chevrolet Nexia (9 112). Тройку замыкает Hyundai Accent – 7 502. Далее по списку: Kia Rio (4 084), Toyota Camry (4 077), Hyundai Creta (2 943), Toyota RAV4 (2 473), Volkswagen Polo (2 321), Hyundai Tucson (1 978), Hyundai Elantra (1 966) и Lada Vesta (1 932).

К июлю 2021 года в Казахстан было импортировано 47,3 тысячи авто, а отправлено на экспорт 4,4 тысячи машин. В прошлом году показатели были следующие: импорт – 21,2 тысячи авто, экспорт – 2,9 тысячи. Основными странами, из которых Казахстан импортирует авто, стали Япония, Россия, США, Турция и Южная Корея.

При этом в последние годы наблюдается рост импорта автомобилей в Казахстан в связи с их подорожанием на отечественном рынке. С начала года и к концу августа новые автомобили подорожали на 10 процентов, поддержанные – на 9,9 процента, отмечает Бюро национальной статистики РК. На первичном рынке заметнее всего цены выросли в Костанайской области – на 13,8 процента. На вторичном рынке сильнее всего машины подорожали в ЗКО – на 24,5 процента. Наименьший рост цен наблюдается в Костанайской, Туркестанской и Мангистауской областях – на 7,3 процента.

Нехватка машин и дороговизна цен в Казахстане

Эксперты отмечают, что казахстанскому авторынку катастрофически не хватает машин. По данным экспертов, на тысячу наших жителей приходится всего 190 машин, тогда как в России и Беларуси на такое же количество людей приходится 340 единиц техники. 

Получилось так, что доступность авто возрастом до 3 лет из-за рубежа за 3-4 миллиона тенге сведена под ноль. Так называемый средний класс вынужден покупать новые машины за 12-15 миллионов тенге, а остальным приходится приобретать подорожавшие б/у на внутреннем рынке либо ездить на авто с армянскими или российскими номерами.

«Мы провели сравнительный анализ цен на автомобили Казахстана и Грузии. Разница в цене существенная!» – констатирует председатель правления Союза независимого автобизнеса Казахстана Берик Заиров.

Если посмотреть цены у официальных дилеров и перевести их в доллары, то разница вполне наглядна: если в Грузии у официального дилера минимальная цена Toyota Camry составляет 28,8 тысячи долларов, то в Казахстане - 36,2 тысячи долларов. Разница в три миллиона тенге довольно существенна, однако если оплачивать при ввозе автомобиля в Казахстан всё то, что положено, то получаются те же три миллиона.

Эксперт также отметил свое скептическое отношение к казахстанскому «автопрому». Берик Заиров считает, что спрос на транспорт местного производства завышен искусственно.

«В 2020 году локализация производства автомобилей составляет всего лишь около 30 процентов – это не автопром, это отверточная сборка. Поэтому у нас увеличилось не производство, а сборка автомобилей», – считает он.

В связи с этим казахстанские автолюбители продолжают водить машины на иностранном учете. Особой популярностью пользуются автомобили с российской регистрацией. Хотя таможенные правила с каждым разом ужесточают, водители не спешат менять регистрацию.

Проблемы казахстанского автопарка

СМИ и эксперты также отмечают, что в Казахстане в геометрической прогрессии стареет автопарк. По информации республиканского Союза предприятий автомобильной отрасли, за 11 месяцев прошлого года жители страны поставили на учет 1 миллион 200 тысяч машин, и почти все – 1 миллион 90 тысяч – б/у. Причем почти половине этих машин давно пора «на пенсию». Они откатали на дорогах больше двух десятков лет. А среди первично зарегистрированных машин 16 тысяч приходится на армянский и российский транспорт тоже далеко не первой свежести. 

В казахстанских автосалонах на протяжении уже нескольких месяцев ощутим дефицит машин. Очередь на популярные модели дилерами легко растягивается на срок от 1,5 до 4 месяцев. Но и даты поставок, озвученные покупателям, не гарантируют доставку авто вовремя. Не всегда устраивает клиентов и комплектация авто под наш рынок, а также ограниченная цветовая гамма.

К примеру, еще пять лет назад доля 10-летних авто составляла 59 процентов. Буквально через три года цифра выросла до 65 процентов. В 2020-м, возможно, доля раритетов составляет уже 70 процентов, говорят эксперты. При этом отмечается, что власти не стремятся исправить эту проблему, а отечественный автопарк продолжает находиться в печальном состоянии, когда "почти ничего не производится", несмотря на убеждения МИИР РК о росте автопроизводства. 

Политолог Санжар Бокаев считает, что официальные цифры о проценте локализации не соответствуют действительности. По его словам, нет ни одного автомобиля, половина запчастей которого произведена в Казахстане.

- Мы даже болтики и гайки не производим. Правительство продолжает вливать миллиарды в мифический автопром, - рассказывал он. 

 

Почему казахстанцы предпочитают российские авто

Из всех перечисленных факторов и вырисовывается картина того, почему казахстанцы предпочитают приобретать российские автомобили. В первую очередь иностранный учет финансово выгоден. Автомобиль, привезенный из России, гораздо дешевле и считается  таможенно очищенным, не требует уплаты всевозможных налогов. 

Наши граждане покупают их по причине дешевизны. Юридически они не являются владельцем транспортного средства и никогда не будут. По сути, они просто им пользуются. Но из-за разницы в цене, почти в два раза, такая машина становится привлекательной для наших граждан. Это тревожный звоночек для руководства нашей страны, – рассказал директор юридического агентства Justice Consensus Азамат Бурханов.

Проблема регистрации российского авто в Казахстане

По законодательству Казахстана все транспортные средства, ввезенные из других стран, в обязательном порядке должны пройти регистрацию. Несмотря на это, многие владельцы автомобилей игнорируют этот закон.

Главной причиной равнодушия называют дороговизну процедур по регистрации авто. Это таможенная пошлина (варьируется в пределах 12,5-20 процентов), обязательный налог на добавленную стоимость в 12 процентов, утилизационный сбор (базовая ставка 50 МРП – 138 900 тенге), получение свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и оборудование кнопкой ЭВАК (экстренные вызовы при авариях и катастрофах), а также первичная регистрация автомобиля. Все вышеперечисленные обязательные условия регистрации нередко обходятся казахстанцам дороже самого автомобиля.

Председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков считает, что суммы для регистрации авто в Казахстане, установленные государством, запредельные. Как отметил эксперт, с введением первичной регистрации резко снизилось количество завозимых автомобилей. Это выступает первой и главной причиной, по которой на казахстанских дорогах наблюдается обилие нерастаможенных авто из России, Армении и Кыргызстана.

Если бы налоговые сборы были в разумных пределах и количество автомобилей, ввозимых в Казахстан, увеличилось, то государство за счет налогов получило бы гораздо больше, чем сейчас. Это было бы на руку как гражданам страны, так и самому государству. Но в этом плане многое потеряли бы наши производители. Если фактически разобрать, они ничего не производят. Уровень локализации и того, что делается именно в Казахстане, минимальный. Все завозится в виде запасных частей, и в Казахстане осуществляется только сборка. И это называется «автопромом», и на это выделяются субсидии. К сожалению, Казахстан никогда не станет автомобильной державой. Мы должны это признать и сделать рынок более свободным, - заключил Эдоков.

Безнаказанность водителей и другие минусы российского авто в Казахстане

Самым главным недостатком российских автомобилей в Казахстане считается то, что многие водители с иностранными номерами остаются безнаказанными из-за дорожных правонарушений. Уведомления о штрафах за нарушения, зарегистрированные городскими камерами, не могут найти получателя. Причем водителей не пугает даже штрафстоянка. Если в доверенности прописано, что водитель имеет право представлять интересы владельца, то он заберет машину без проблем.

«Народные» способы покупки российского авто требуют лишь наличия страховки, которую покупатель оформляет при пересечении границы. Это автоматически привязывает новоиспеченного владельца к машине. А российские номера на дорогах нашей страны уже давно перестали кого-либо смущать. Ввезенная машина может быть угнанной или находиться под залогом. Но после пересечения границы эти моменты забываются. Считается, что на казахстанских дорогах его никто «не достанет».

Уже несколько лет пытаются их занести в базы данных. Но этот вопрос до сих пор остается нерешенным. Могут в частном порядке по городу выловить кого-то, наложить административный штраф и водворить машину на штрафстоянку. Но сотрудники полиции не могут бегать за каждой машиной с иностранным учетом. Этот вопрос не поставлен на поток, как с зарегистрированными в Казахстане автомобилями, – поделился юрист Азамат Бурханов.

Для того чтобы привлечь такого водителя к ответственности, необходимо обращаться в страну, где машина состоит на учете. А там в свою очередь не могут определить казахстанского владельца. По данным МВД, в начале 2020 года на казахстанских дорогах насчитывалось почти 170 тысяч машин, состоящих на учете в Армении, Кыргызстане, Беларуси и Роcсии. Таким образом, водители-казахстанцы, совершающие ДТП, остаются безнаказанными из-за сложности определения владельца.

В начале 2020 года министерство внутренних дел Казахстана обязало водителей, разъезжающих с российскими номерами, провести таможенную очистку своих машин. В ответ на это владельцы автомобилей возмутились, ссылаясь на дорогостоящую процедуру «такой» очистки. В настоящее время за управление автомобилем, не зарегистрированным в Казахстане, предусмотрен штраф в размере 10 МРП (29 170 тенге) с водворением автомобиля на штрафстоянку.

Насколько российские авто дешевле казахстанских 

Для более наглядного примера мы сравнили цены на популярной российской торговой площадке Avito и казахстанском сервисе Kolesa.kz. Обе платформы уже стали "народными" для обеих стран, а стоимость использованного авто нагляднее демонстрирует ситуация на авторынках двух государств. 

Например, Toyota Camry XV 40 2006 года выпуска с пробегом в 220 тысяч километров в Омске будет стоить 650 тысяч рублей (3 914 105 тенге). 

 
При этом в Шымкенте точно такой же автомобиль, но серого цвета и с пробегом на 27 тысяч километров больше, выставляют за 6,5 миллиона тенге
 
 

Chevrolet Cobalt 2013 года выпуска продавали в России за 435 тысяч рублей (2 618 653 тенге). 

 

 
А в Актобе аналогичный автомобиль, но серого цвета выставляют за 4 миллиона тенге
 
 

Hyundai Accent 2011 года выпуска с пробегом в 128 тысяч килиметров в России готовы продать за 580 тысяч рублей (3 491 537 тенге). 

 

 
А в Алматы аналогичный автомобиль, но серого цвета и с пробегом в 201 439 километров, обойдется в 4,99 миллиона тенге