Мы бредим от удушья: почему в Усть-Каменогорске задыхаются люди

Хоть топор вешай

На днях тысячи устькаменогорцев поделились постом с условным заголовком “Как вы там живете?”. Его выдал известный казахстанский юрист Джохар УТЕБЕКОВ после командировки в областной центр Восточного Казахстана.

– Дерет горло, тошнота, тяжесть в голове, слабость, – написал на своей страничке в соцсети алматинец. – Я на двое суток съездил в Усть-Каменогорск. Второй раз за месяц попал туда в безветрие. Горло там каждый раз болит так, словно я его обжег. Люди, как вы там живете?

На главной страничке официального сайта акима Восточно-Казахстанской области размещены данные по превышению предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосфере Усть-Каменогорска. В красной зоне, то есть с опасным превышением, – показатели по формальдегиду и хлористому водороду, в желтой – с серьезным превышением по диоксидам азота и серы.

Никакой тайны в том, почему в городе дышать темно, нет. Здесь действуют три гиганта цветной металлургии. Дороги забиты коптящим автохламом, а на автозаправках топливо еще того качества. Работают две мощных ТЭЦ, несколько котельных плюс море печек частного сектора.

В региональном центре экологической безопасности (ЦЭБ) подсчитали, что выхлопные газы и дым от частных застроек дают уже больше загрязняющих веществ, чем все металлургические производства!

В прошлом году после долгого безветрия, когда в Усть-Каменогорске было дымно так, что хоть топор вешай, горожане пожаловались в правительство на поставки угля с большой зольностью и высоким содержанием серы.

– Город расположен в котловине, вредные выбросы накапливаются, – написали устькаменогорцы в коллективном обращении на имя премьер-министра. – Много жалоб на заболевания органов дыхания, ожоги горла, болеют дети. Высокий уровень онкологических заболеваний. По данным социологов, население ставит экологические проблемы на первое место среди причин, которые побуждают уезжать или думать о переезде.

Из года в год областной центр Восточного Казахстана входит в пятерку городов с высоким уровнем загрязнения атмосферы. Если летом, когда зелено и пригревает солнышко, дышится чуточку легче, то зимой – просто караул. Усть-Каменогорск. Губительная экология и безмолвие Минздрава

Выходом из положения, по мнению устькаменогорцев, мог бы стать перевод областного центра на газ. Даже если взять только один из загрязняющих компонентов – диоксид серы, то от двух угольных ТЭЦ выбросы составляют 8 тысяч тонн в год.

При сжигании природного газа выбросы практически нулевые. Населению Усть-Каменогорска тема газификации интересна не столько тем, что можно комфортно сварить-пожарить, сколько тем, что появится возможность отказаться от отопления углем.

– По экологическим критериям природный газ – наиболее оптимальное топливо, – пояснили в ЦЭБ. – В продуктах сгорания отсутствуют зола, копоть и такие канцерогены, как бензапирен. В США еще 25 лет назад подсчитали: при переводе тепловых электростанций с угля на газ образование смога сокращается на 50–70 процентов. У нас в городе только частный сектор дает 14 тысяч тонн загрязняющих веществ. Переведи эти районы на газовое отопление – сразу станет легче дышать.

Дело – труба

Первым шагом для областного центра Восточного Казахстана, по словам директора ЦЭБ Геннадия КОРЕШКОВА, могла бы стать модернизация общественного транспорта. Тем более что в местном акимате об автобусах и маршрутках на газе разговоры идут лет десять, не меньше. Дальше можно было бы построить городской газопровод и всю сопутствующую инфраструктуру. Правда, для этого, как резонно заметил эколог, требуется государственная программа.

Мы поинтересовались в региональном управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства: рассматривается ли в принципе такая возможность? И получили однозначный отрицательный ответ: нет, не рассматривается.

…А ведь идея газопровода для двух главных городов и прилегающих районов на востоке страны – вовсе не маниловщина. В 2014 году СМИ даже назвали примерный потенциал потребления голубого топлива – 1,8 миллиарда кубометров в год. Речь шла о возможном подключении к магистрали “Алтай”, или, как сегодня ее называют, “Сила Сибири-2”. По соглашению России с Китаем эта труба (на 30 миллиардов кубометров в год) должна пройти от месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе через Томскую область, Алтайский край, Республику Алтай и по перевалу Канас достичь территории Китая. Природное сырье предназначено для растущей экономики Синьцзян-Уйгурского автономного района. К 2014 году, когда проект по разным причинам был приостановлен, сооружение успели дотянуть до Рубцовска. Оттуда до границы с Восточным Казахстаном 25 километров, до Семея – еще 67 километров, до Усть-Каменогорска – 187. Согласитесь, в масштабах газопровода “Сарыарка”, протяженность которого больше 1,5 тысячи километров, это мелочь.

В прошлом году “Сила Сибири-2” получила шанс на успешное завершение – такой договоренности достигли главы КНР и РФ в ходе Восточного экономического форума. Но одновременно шанс получил и Восточный Казахстан.

Именно сейчас бы правительству нашей страны и руководству области постучаться к соседям, обсудить вариант нитки для ВКО, заключить соглашение.

Как ранее подсчитали в управлении энергетики и ЖКХ, с помощью сибирского газа можно обеспечить топливом 118 населенных пунктов региона, охватить газоснабжением 64 процента населения.

– Вариант поставки природного газа в Семей и Усть-Каменогорск за счет ответвления от магистрали “Сила Сибири-2” рассматривается в утвержденной правительством генеральной схеме газификации Казахстана на 2015–2030 годы, – значится в коллективном обращении устькаменогорцев к главе казахстанского правительства. – Надо только достигнуть соглашения с Российской Федерацией. Другой вариант – продолжение газопровода “Сарыарка” из Кызылординской области в столицу и оттуда – до Усть-Каменогорска. В любом случае в связи с непростой экологической ситуацией проблему газификации региона и его областного центра нужно решать безотлагательно.

Южный поток

Сейчас единственный район, которому открыты блага газификации, это Зайсанский. Краю, расположенному на юге Восточного Казахстана, повезло с недрами. Местное месторождение Сарыбулак с утвержденными запасами примерно в 5 миллиардов кубометров позволило вместе с китайскими инвесторами запустить магистраль протяженностью 92,5 километра до китайского Зимуная. Мощность трубы – 500 миллионов кубометров в год. Половина потока (то есть 250 миллионов кубометров) в соответствии с межправительственным соглашением – это собственность нашей страны. Зайсанцы сразу ухватились за такую возможность. Первый голубой огонек пришел в административный центр Зайсан в 2015 году. Цена за 1 кубометр – 11,2 тенге.

Если раньше за зиму в среднем у одной семьи на уголь уходило 80 тысяч тенге, то газовое отопление оказалось значительно дешевле. Плюс ни копоти, ни золы, ни ведер с углем, которые нужно таскать утром и вечером.

Помимо Зайсана, где построена внутригородская сеть длиной 105 километров, проложены отводы общей протяженностью 118 километров еще до 9 населенных пунктов (Карабулак, Кенсай, Кайнар, Айнабулак, Жамбыл, Когедай, Шалкар, Каратал, Улкен-Каратал). У половины их жителей газ уже в домах. В этом году начинается следующий этап – строительство магистрали еще к 8 зайсанским селам. Как отметили в облуправлении энергетики и ЖКХ, центральное газоснабжение гарантировано 3,5 тысячи домов.

В перспективе планируется газифицировать десятки сел в соседних Тарбагатайском, Курчумском и Урджарском районах с общим охватом примерно 20 тысяч домов, или 85 тысяч человек. Много ли это? Как показали предварительные расчеты, по самому максимуму потребление достигнет 107–108 миллионов кубометров. То есть меньше половины от разрешенного. Да и само подключение сел – процесс, мягко говоря, нескорый и недешевый. Нужно время на разработку проектно-сметной документации, госэкспертизу, согласования…

Только на разработку ПСД второго этапа в Зайсанском районе (8 сел) потребовалось 90 миллионов тенге, а сам проект предварительно оценивается в 1,6 миллиарда тенге.

На наш вопрос о возможности газификации Усть-Каменогорска и Семея за счет Сарыбулака в облуправлении дали категоричный ответ: такой вариант не рассматривается. “Приоритетным направлением является газификация южных регионов Восточно-Казахстанской области”, – заявили специалисты. Казахстанская экология: выбросы есть, но проблем как бы нет

Тем не менее в областном центре Восточного Казахстана ждут, что исполнительная власть задумается о газоснабжении областного центра. Даже если владельцам угольных разрезов эта идея совсем не по душе.

– Усть-Каменогорск, наверное, единственный крупный город в Казахстане, где жители практически не пользуются в быту газом, – рассказали горожане в том же коллективном обращении на имя премьер-министра. – Где раньше был газ, сегодня установлены электроплиты. В городе увеличилось потребление электроэнергии в бытовых целях. Этот фактор также способствует усугублению экологических проблем.

В связи с тем, что Нурсултан НАЗАРБАЕВ инициировал масштабную газификацию страны, просим рассмотреть вопрос о строительстве газопровода до Усть-Каменогорска и других крупных городов и населенных пунктов области. Только переход на природный газ в быту может значительно улучшить экологическую обстановку в Усть-Каменогорске и других городах и районах ВКО. Если же газ начнет использоваться в качестве топлива на ТЭЦ и других производствах, а также для автотранспорта, состояние воздуха кардинально улучшится. А значит, улучшится качество жизни людей.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК