На данный момент биоматериал для базы ДНК берется только у добровольцев. Цель создания самой базы данных – облегчение работы полиции в поимке правонарушителей.
Например, фоторобот насильника можно будет составить при микроанализе биологических жидкостей на месте преступления. По генам, выявленным при исследовании биоматериала, эксперты смогут определить пол правонарушителя, его рост, телосложение и даже цвет глаз и волос.
Как сообщил порталу Tengri.news научный сотрудник НИИ при Карагандинской академии МВД Максат Жабагин, с начала 2021 года образцы ДНК в обязательном порядке берутся у правонарушителей, отбывающих срок в исправительных учреждениях. В самой же базе на данный момент находится уже около 500 архетипов граждан, разделенных по признакам пола, возраста, комплекции, национальности и другим характерным признакам. Конечно, результат определения не стопроцентный.
В мире уже есть опыт применения таких технологий в криминалистике. Поиск преступников по ДНК уже зарекомендовал себя с лучшей стороны в таких странах, как США, Великобритания, странах ЕС.
Новый для Казахстана и СНГ метод поиска преступников специально для медиа-портала Caravan.kz прокомментировал адвокат Ануар Тугел.
- Первый вопрос, который возникает, - это где будут хранить такое огромное количество биоматериала? Для него ведь необходимы особые условия содержания. Кроме того, содержать такое высокотехнологичное хранилище и соблюдать все нужные условия хранения биоматериалов, будет очень недешево. Опять же непонятно, в чьем ведении будет этот банк ДНК: то ли в ведении МВД, или под ответственностью гражданских организаций, как, например, судмедэкспертиза. По сути, организационных вопросов возникает немало.
Но, повторю, главный вопрос: это как и где хранить такую базу ДНК, чтобы она надежно в надлежащих условиях содержалась при правильных температурах? – отметил Ануар Тугел.
- Второй немаловажный момент – то, что обнаружение ДНК правонарушителя на месте преступления - это не прямые доказательства, а косвенные. Имеется в виду, что нахождение чьих-то следов ДНК на месте преступления совершенно не означает, что этот человек причастен к преступлению, ведь важны обстоятельства его там нахождения и время, когда он там именно находился. Возможен даже сценарий, что преступники сами могут подкинуть материал на место преступления с целью скрыть свои следы и подставить невиновного.
Опять же могу сказать, что в современных реалиях, когда у нас на каждом углу видеокамеры висят, вычислить преступника стало не так уж и сложно. Я, как адвокат, не припомню, чтобы в уголовных делах отпечатки пальцев стали решающим доказательством вины подсудимого. Как правило, львиную долю доказательств составляют свидетельские показания и видео с камер наблюдения.
Вообще я считаю, что инициатива по сбору ДНК в целом правильная, но не станет ли стоимость всей этой затеи выше, чем, собственно, эффективность? Увы, на этот вопрос может ответить только время, - подытожил Ануар Тугел.