Музыка ценой в... полмиллиарда

Хозяева объектов, ошарашенные суммами штрафов за использование музыкальных произведений, кинулись за помощью в Казахстанскую ассоциацию предпринимателей, уже поднимавшую вопрос о легитимности подобных начислений со стороны общественных организаций. Предприниматели организовали встречу, пригласив участников конфликта. Не пришли лишь представители департамента юстиции, проводившего так называемую “контрольную прослушку”. Камнем преткновения между предпринимателями и Казахстанским авторским обществом явились договоры, заключенные несколько лет назад.

– В августе 2008 года моя мать, владелица кафе, заключила договор с КазАК о публичном исполнении обнародованных произведений и должна была ежемесячно выплачивать авторское вознаграждение в размере 2 МЗП (минимальная заработная плата), умноженных на коэффициент 0,85, – говорит сын индивидуального предпринимателя СЫНБИНОВОЙ. – Она выплачивала вознаграждение по договору, но потом узнала, что у КазАК нет аккредитации от Министерства юстиции, и платить перестала. Из КазАК к нам никто не приходил ни разу с 2008 года по нынешнее время. А недавно мы получили претензию, в ней указывалось, что у нас образовалась задолженность перед РОО “Казахстанское авторское общество” в сумме 587 миллионов 10 тысяч 368 тенге.

Похожая ситуация – у индивидуального предпринимателя ЖУМАТАЕВОЙ, ей насчитали задолженность в 318 миллионов 300 тысяч 024 тенге.

– Это бешеные деньги! – возмущались представители малого бизнеса. – Значительно превышающие не только сумму договора, но и стоимость нашего бизнеса!

Их поддержал  президент Казахстанской ассоциации предпринимателей Талгат ДОСКЕНОВ:

– Ситуация с защитой авторских прав в Казахстане ненормальная – штрафы превышают сумму самого договора. Как бы мы ни изучали данное законодательство, прозрачности нет. У обществ по защите авторских прав нет списка авторов, права которых они представляют. Нет возможности получить ответы на вопросы: получают ли авторы музыкальных произведений деньги из Казахстана? Платятся ли налоги с собранных сумм?

Председатель карагандинского филиала КазАК Игорь Нестеренко заявил, что не может предоставить отчет о каждом перечислении средств на имя конкретного автора. Но если люди, исправно отчисляющие авторские вознаграждения в течение года, хотят узнать о судьбе своих денег, то могут обращаться… в прокуратуру. А на вопрос, почему за одни и те же музыкальные произведения, купленные на лицензионных дисках, они должны платить еще раз, прозвучал ответ, что диски – это для частного, некоммерческого прослушивания, лишь прослушивания в кругу семьи:

– Есть понимание – круг семьи. Это папа, мама и ребенок.

– Но ведь в наших заведениях музыка звучит фоном, мы не берем деньги за ее прослушивание, как она может быть коммерческой? – возмутились предприниматели.

– Это ваши проблемы, включать цену на музыку в стоимость услуг или нет, ваша ответственность по договору, – парировал г-н Нестеренко. – В конце концов, выключите все! Бесплатного ничего нет.

Талгат Доскенов выразил обеспокоенность, что “доплата” за музыку обернется новым повышением цен для рядовых казахстанцев. Ведь бесплатная музыка звучит не только в кафе, барах, ресторанах, но и в поездах, самолетах и т. д. На что директор карагандинского филиала КазАК заметил, что некоторых уже заставили “соблюдать тишину”:

– Несколько лет назад после нашего обращения в “Казахстан темир жолы” во всех поездах выключили музыку.

…Из всего услышанного стало ясно одно: музыку общества по защите авторских прав хотят сделать платной. И отразится это прежде всего на нас с вами, рядовых казахстанцах. Либо мы станем платить за музыкальный фон, либо воцарится полная тишина…

– Возможно, это правовая коллизия. А может, тот, кто писал этот закон, специально пролоббировал его в таком виде, чтобы получить очередную кормушку, – предположил Талгат Доскенов.

Караганда

Автор: Лариса ЧЕН