Мужчинам о главном: как надо жить, чтобы не потерять здоровье

– На днях мы провели день открытых дверей на самую актуальную в нашей стране и в мире тему, посвященную Международному дню профилактики рака простаты.

За отведенные главным санитарным врачом города в связи с пандемией полдня мы успели проконсультировать и взять анализы лишь у 25 пациентов. Самому молодому из них 22 года, он студент КазНУ, самому пожилому – 79 лет. Конечно, планируем проводить такие осмотры чаще. Что радует – уже в молодом возрасте люди отслеживают соцсети и приходят к нам. А кто-то увидел нашу информацию в бегущей строке по телевидению.

Из самых часто встречающихся злокачественных опухолей у мужчин рак предстательной железы является вторым после рака легкого. Наиболее подверженная патологии группа – люди старше 60 лет. Основным ориентиром в мире считаются пациенты Соединенных Штатов Америки. Там рак предстательной железы является причиной почти 10 процентов смертей от онкологии у мужчин. В Казахстане эти показатели меньше, но всё же довольно тревожные, особенно в Северо-Казахстанской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях. А из крупных городов процент встречаемости – 8,8 на каждые 100 тысяч населения – в Алматы.

Легкими онкологиями простаты считаются локализованные формы (1 и 2 стадии), тяжелыми – разновидности метастатического рака (3 и 4 стадии). При локализованных формах почти во всех онкологических центрах республики сейчас выполняют радикальную простатэктомию (удаление части или всей предстательной железы). Обычно этого бывает достаточно, чтобы пре­дупредить распространение процесса. Выживаемость после таких операций у многих пациентов уже переступила 10-летний рубеж.

Радиация в помощь

– С 2010–2012 года мы ввели в свою практику ультрасовременные методы лучевой терапии при помощи ускорителей заряженных частиц, – продолжает онкоуролог. – Интересен и такой вид локальной лучевой терапии, как интерстициальная брахитерапия. Когда в ткань предстательной железы внедряют закрытые микрокапсулы с радиоактивным источником. Это позволяет контролировать заболевание в основном при 1 и 2 стадиях рака. При этом, согласно мировым данным, в 72 процентах случаев сохраняется одна из основных мужских половых функций – эректильная. Это довольно высокий уровень сбережения потенции у мужчин.


Руководитель центра онкоурологии КазНИИОиР, врач высшей категории Бакытжан ОНГАРБАЕВ

И здесь мы уже имеем хорошие результаты.

Есть пациенты, которым имплантацию источников мы провели в 2016–2017 годах, и сегодня у них нет опухолевого прогрессирования. Сам же источник в течение 12 месяцев с момента имплантации полностью теряет свои радиоактивные свойства.

То есть это не постоянная лучевая терапия, она не длится годами. Пациент не получает каких-либо дискомфортных ощущений. Он ведет обычный образ жизни, лишь периодически приходя к нам, чтобы измерить фон источника, который распространяется не дальше 25–30 сантиметров от тела. Поэтому наши подопечные ведут свой обычный образ жизни, у них нет особых социальных ограничений. Правда, во время лечения им нежелательно брать на колени маленьких детей. А также во время сексуальной близости они должны предохраняться (использовать презерватив), поскольку при внедрении радиоисточников есть вероятность нарушения сперматогенеза, и беременность его партнерши в это время нежелательна.

Удобство же в том, что каждый из источников внедрен в специальную органическую кетгутовую нить, изготовленную из соединительной ткани кишечника крупного рогатого скота или овец. Через 2–3 месяца этот саморассасывающийся хирургический шовный материал полностью исчезает в организме, не вызывая там никаких реакций. И еще мы имеем возможность внедрять не один, а до 4–5 источников, с расстоянием между ними 0,5 сантиметра, в зависимости от того, какая доля предстательной железы затронута онкологическим процессом.

– Откуда этот метод пришел к нам, и кто его применяет?

– Эту методику сейчас широко применяют в России. В Казахстане среди республик Центральной Азии мы внедрили ее одними из первых.

Вообще, метод лечения радиоактивными источниками берет свое начало еще с 40-х годов прошлого века. В практику лечения рака простаты он был внедрен где-то в середине 90-х годов. За это время методика сильно эволюционировала. Наши специалисты обучались интерстициальной брахитерапии в Берлине. И теперь используют источники, производимые в Германии. Правда, в связи с пандемией коронавируса сейчас у нас технический перерыв, мы их не завозим. Поскольку многие границы были закрыты, осложнилась логистика и их регистрация. Но, надеюсь, с 2022 года мы снова начнем с ними работать.

– Это дорогое удовольствие?

– Политика нашего государства такова, что пациенты при назначении подобного лечения получают его бесплатно по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. А в той клинике за рубежом, где я был, одна имплантация в то время стоила около 15 тысяч евро.

– Могли бы подобные источники применяться при раке молочной железы у женщин?

– Не могу знать, поскольку занимаюсь раком предстательной железы и по специальности являюсь онкоурологом, а не маммологом.

Антиандрогены

– Сейчас еще в Казахстане проходят регистрацию ультрасовременные антиандрогены, – говорит Бакытжан Тулегенович. – Это препараты практически таргетного (точечного) действия при наиболее тяжелых метастатических формах рака предстательной железы. Наши пациенты получают их амбулаторно в виде таблеток. Это опция – химиотерапия. Она применяется на стадиях, когда развиваются костные метастазы, и возникает так называемая резистентность к гормональной терапии у пациентов, получающих ее в течение 5–6 лет. Таких у нас довольно много.

Но в любом случае у пациентов с раком предстательной железы имеются определенные надежды на довольно долгий период выживания, когда они держат болезнь под контролем, регулярно диагностируются и проверяют уровень простатспецифического антигена (ПСА).

А сейчас в Казахстане появилась еще возможность генетического тестирования – определения основных мутаций при раке простаты. Такое исследование помогает определить предрасположенность к раку простаты также у детей данного пациента – у мальчиков, с тем, чтобы брать их под контроль потом во взрослом состоянии, после 40 лет.

Положительный эффект

– Расскажите об историях лечения при помощи интерстициальной брахитерапии. Рождаются ли впоследствии у таких пациентов дети, всё ли хорошо в их сексуальной жизни?

– Есть пример такого пациента, которого мы лечили по этой методике. В 2017 году, 4 года назад, он пришел ко мне с доказанным диагнозом: рак предстательной железы локальной формы, не выходящей за пределы одной ее доли.

В его костном скелете метастазов обнаружено не было. Такие локальные формы рака на уровне 1–2 стадий можно лечить хирургически и дистанционной лучевой терапией. А можно применить и интерстициальную брахитерапию. Поскольку возраст мужчины не такой уж пожилой – 60 лет, он имел достаточно хорошую половую функцию, проблем с потенцией у него не было, он выбрал именно последний вариант, как один из современных трендов. В течение года, пока была активность внедренного источника, он выполнял все требования. Сейчас идет уже 5-й год наблюдения, признаков метастазирования у него нет, простатспецифический антиген – на уровне нулевых цифр, то есть без признаков прогрессии. И, что немаловажно, в течение всего этого периода пациенту не было нужды применять гормональную терапию. Сейчас он ведет свою обычную активную социальную жизнь, находится со своей семьей. И, поскольку он не житель Алматы, раз в полгода приезжает ко мне для наблюдения. То есть мы остановили опухоль на уровне локальной формы, и он не нуждается в других видах лечения.

– А были пациенты молодого возраста, которые после подобного лечения могли иметь детей через какое-то время?

– Рак простаты – это заболевание, которое более характерно для мужчин старше 60 лет. В молодом возрасте, к сожалению, все онкологические процессы протекают более агрессивно. Хотя при определенных состояниях молодым тоже можно применять интерстициальную брахитерапию. Но случаев, когда после подобной терапии рождались дети, у нас пока не было.

Как доходят до такой жизни

– Как же мужчины доводят себя до состояний, при которых приходится применять столь серьезные виды лечения?

– На днях открытых дверей мы как раз это и выясняем. К примеру, у мужчин в солидном возрасте часто изменения начинаются с аденомы простаты – доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Тогда мы смотрим их онкомаркеры – показатели уровня простатспецифического антигена, и проводим УЗИ. Мужчины, ваши часики тоже тикают: почему нельзя затягивать с отцовством

Основные симптомы, которые приводят их к урологу – это так называемая дизурия, частое мочеиспускание, болевые ощущения в органах мошонки и хронические воспаления.

На УЗИ, кроме осмотра самой предстательной железы, определяют еще уровень остаточной урины после того, как человек освобождает свой мочевой пузырь. Если объем остаточной мочи большой, это признак того, что есть определенное препятствие на уровне аденомы, которое перекрывает моче­испускательный канал, не давая полностью опорожнить мочевой пузырь. Это может быть симптомом как при аденоме простаты, так и при злокачественных опухолях. Поэтому, чтобы ничего не пропустить, мы предлагаем всем мужчинам после 40 лет регулярно, хотя бы раз в год, проходить обследование, так называемый чекап.

– Какое наставление вы им дадите?

– Судить их за отношение к себе, конечно, не может никто. Между тем в нашей Конституции сказано: каждый человек в ответе за свое здоровье. К счастью, сейчас я наблюдаю, как большая часть населения уже начала заботиться о своем здоровье. Каждый выходной рано утром я выезжаю в парковую зону рядом с моим микрорайоном на пробежку. И если несколько лет назад мы бегали там втроем, и в 7 часов утра, кроме нас, в парке никого не было, то последний год, как началась эта коронавирусная пандемия, вижу, как на пробежки выходит минимум 50 человек. А другие люди на выходных стараются совершать дальние пешие прогулки в горы. Многие пациенты за 40 лет уже прислушались к нашим рекомендациям и раз в год посещают уролога.

– Что вы посоветуете 20-летним парням?

– 20-летним я бы порекомендовал больше заниматься спортом, вести активный образ жизни, бросить курить. Ведь курение – одна из основных причин, вызывающих онкологические процессы, и не только в урогенитальной зоне, но также и рак легкого, и опухоли желудочно-кишечного тракта.

АЛМАТЫ