Музеям Дрездена - 450 лет

"Соковыжималка для цитрусовых" – так в народе называют знаменитое здание архитектора Липсиуса, ныне Галерею актуального искусства. С культурным наследием у дрезденцев отношения особые: им не просто гордятся - о нем заботятся.

Знаменитая Фрауенкирхе, после бомбардировок 1945 года превратившаяся в груду развалин, была восстановлена в основном на пожертвования граждан. Сейчас любители искусства и общественные фонды собирают средства на реставрацию картины из дрезденской серии Джованни Каналетто. В руках реставраторов оказались и работы придворного художника Самуэля Мока.

"Это очень редкая гуашь на пергаменте, - убежден реставратор графики Вибке Шнайдер. - Она позволяет представить, как выглядел парадный зал замка-резиденции в XVIII веке. Здесь отошли слои краски, и их нужно очень аккуратно закрепить".

Великолепный Дрезден – и на рисунке, изображающем придворные празднества на берегу Эльбы. Саксонские правители, знатоки искусств и меценаты увековечены на знаменитой 100-метровой фреске "Парад курфюрстов". Один из них, Август Сильный, считается основателем коллекции старых мастеров. Его сын, Август III, приобретал в Италии уже целые живописные собрания. Специально для них немецкий архитектор Готфрид Земпер построил здание в стиле ренессанс.

"Сикстинская Мадонна" Рафаэля заняла свое нынешнее место в музее в 1855 году. После Второй мировой войны более тысячи пострадавших полотен, в том числе и "Мадонна с младенцем", были отправлены в СССР. Спасали шедевры Дрезденской галереи лучшие специалисты - Борис Виппер и Павел Корин.

"Несколько лет назад я приехал в Москву встретиться со своими коллегами, - рассказывает Бернхард Маац - директор Дрезденской картинной галереи Старых мастеров. - Пришел в Пушкинский музей, у входа представился. И тут кассирша воскликнула: "Ах, вы - из Дрезденской галереи! Я помню, когда я была маленькой девочкой, и "Сикстинская мадонна" висела в Москве, а слева и справа от нее стояли солдаты с винтовками наперевес".

В 56-м из политических соображений Советский Союз безвозмездно вернул Германии ее культурное наследие. Ну, а теперь политика ни при чем. "Мы неоднократно обменивались экспонатами с российскими музеями и собираемся продолжать это сотрудничество", - продолжает Бернхард Маац.

Русский след ведет и в "Альбертинум". Специально для коллекции скульптуры в конце XIX века перестроили здание старой Оружейной палаты. Первый директор музея Георг Трой был уроженцем Санкт-Петербурга. На протяжении 20 лет он вел переписку с Иваном Цветаевым, который хотел "устроить в Москве маленький "Альбертинум". Руководствуясь советами немецкого коллеги, Цветаев устроил Музей изобразительных искусств.

Сейчас дрезденский "Альбертинум" славится своим богатейшим собранием немецкой романтической живописи, полотен импрессионистов, представителей югендстиля и актуальных художников.

"Ядро нашей коллекции скульптуры – это произведения XVIII века, Роден и работы современных авторов. Для дрезденского музея это очень важно – показать, как старое и новое гармонично сосуществуют в едином пространстве", - отмечает директор Галереи скульптуры музея "Альбертинум" Мориц Вёльк.

В едином пространстве города на Эльбе сочетаются исторические традиции и современный подход к культурному наследию. Наверное, поэтому так легко забываешь, что весь барочный центр столицы Саксонии, почти полностью разрушенной во время войны, был отстроен заново каких-то полвека назад.

Источник: сайт Вести.Ru.