Мурат Мутурганов: Клоун должен быть в душе

Фонд Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации выделил грант на осуществление старта проекта.

Корреспондент медиа-портала Caravan.kz  побеседовал с Муратом Мутургановым о цирке, о будущем, о сыне, о любимой работе...

- Ваша новая студия «Цирк без границ» и зоопарк как-то будут вместе функционировать?

- Я еще не объявил, но с 1 декабря 2015 года я уволился из зоопарка. Я проработал там два года.

- В связи с чем вы ушли?

- Чтобы полностью отдать себя цирковой студии.

- У вас есть маленький сын Микаэль. У него есть уже «клоунские» задатки?

- В семь месяцев трудно что-то сказать. Но по комплекции он у нас идет как год и три месяца, к тому же встает на ноги и ходит по стенке.

- Вы будете его приобщать к вашему семейному подряду?

- Это даже не обсуждается (смеется). Он же родился в цирковой семье. Даже мысли такой не было. Будет или нет? Будет, однозначно!

- А если не захочет?

- Как не захочет? Я сделаю так, как сделал в свое время мой папа. Через игры, через любовь к цирку. Это все зависит от нас, родителей. Неправда, когда говорят: вот я хороший медик, а мой сын не стал медиком, хочет стать пилотом. Потому что родитель не уделял должного внимания, он был занят своей работой, а если его втягивать в это, показывать с детства, то все это возможно.

- Ваша жена не из творческой среды, но вы ее тоже приобщаете к цирку?

- Абсолютно. Она уже полюбила цирк, она мечтает, чтобы у нас был собственный цирк-шапито. Она над этим сейчас работает, готовит бизнес-план, презентацию. Я Алесе тоже задавал вопрос: не против ли она, что у нас сын будет цирковой артист? Она ответила также как и я – даже мысли такой не было, что может быть иначе.

Мало того, я хочу, чтобы мой сын побил мой рекорд. Если я на арену вышел в четыре года, то он у нас выйдет в три года.

- Как у вас проходят праздники и семейные вечера дома?

- Если честно, нам праздников хватает на сцене. Дома, наоборот, все спокойно, тихо. На сцене мы веселые, в жизни же - обычные люди. Мы хотим поваляться на диване при просмотре телевизора, покушать «оливье» на Новый год.

- Для празднования дня рождения своего сына будете ли вы пользоваться услугой клоунов со стороны? Иными словами, аниматоров?

- Честно, об этом не думал. Хороший вопрос. Наверное, будем. Либо придется менять свой образ на каждый его день рождения, чтобы он меня не узнавал.

- А в образе Деда Мороза будете приходить к своему сыну?

- Да, я бы хотел быть для своего сына Дедом Морозом и при этом, чтоб он знал, что я - его папа.

- А вы не боитесь, что он перестанет верить в чудо?

- Нет, ну настоящий Дед Мороз - тот, который ему подарок оставит ночью, а посланник, который пришел в образе Деда - буду я. Нет, конечно, мы хотим, чтобы он верил в чудеса. У нас будет своя легенда на этот счет: что Деда Мороза никогда нельзя увидеть.

- Многие люди, уже будучи взрослыми, с детства не любят цирк или боятся клоунов.

Как вы думаете, с чем это связано?

- Я сам помню, когда был маленький, мы пошли смотреть представление к папиному коллеге и он был в рыжем парике. У него был красный нос, и я - цирковой ребенок, испугался этого клоуна и плакал.

Поэтому я против этих клоунов, которые намалюют себя и на которых действительно противно смотреть, их грим ядовито-яркого цвета. Вот посмотрите на меня – вот он образ клоуна, у меня только белый носик добавляется. Ведь клоун не от того же, что он весь такой размалеванный и красивый. Он в душе должен быть клоуном, он должен показывать интересные номера, он должен всегда улыбаться, он должен всегда доставать конфетку. Вот – настоящий клоун, а не тот, кто разукрашенный.Чаплин- это настоящий клоун.

- Почему же тогда, вырастая, люди боятся, что их дети тоже могут испугаться клоунов и не водят их в цирк?

- Это проблема Советского Союза, когда произошел развал в 90 –х годах. Все государства бывших советских республик не уделяли внимание цирку. Потому что в советское время было мощное финансирование цирка и самыми лучшими считались циркачи советской школы. Люди в очередь вставали, чтобы попасть на представление. Когда произошел развал, нужно было вкладывать в агропромышленность, в медицину, про искусство напрочь забыли. А когда забывают, то лучшие артисты уезжают в Америку, Европу зарабатывать деньги. Остаются лишь пенсионеры и те люди, которые не состоялись как артисты. А вы приходите на представление и видите рваный костюм, некачественный номер, и ты больше не хочешь ходить. Поэтому тут проблема всех государств, что не было финансирования. Даже мы с 96 года не гастролировали, а зарабатывали деньги в других странах, потому что нас не было в Казахстане.