Инвестиции в логистику
Казахстан активно развивает свой транспортно-логистический потенциал. Как сообщил в ходе отчетной встречи с журналистами по итогам 10 месяцев этого года президент АО “КТЖ – Грузовые перевозки” Оралхан КУЛАКОВ, за 10 месяцев 2017 года грузооборот вырос на 11 процентов к уровню прошлого года и составил 216,7 миллиарда тонн-километров. Успехи стали возможны благодаря планомерной работе по улучшению транспортной инфраструктуры.
– АО “КТЖ – Грузовые перевозки” и АО “НК “Қазақстан темір жолы” реализуют ряд мероприятий по созданию благоприятных условий для развития инфраструктуры и экспортных перевозок. Во-первых, это качественное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, реализуемое при всесторонней государственной поддержке.
За последние 9 лет общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры, транспортно-логистических активов и компетенций составил более 26 миллиардов долларов США.
Для реализации высокого потенциала роста перевозок через Каспий развивается портовая инфраструктура: завершен проект по северному расширению порта Актау. Сдан в эксплуатацию железнодорожно-паромный комплекс в порту Курык и в начале следующего года завершится реализация его второй фазы – строительство автомобильного паромного комплекса с логистической инфраструктурой и зоной таможенного обслуживания, – рассказал о части проделанной работы Оралхан Кулаков.
За счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса в порту Курык казахстанские мощности по перевалке на Каспии увеличатся с 16 до 26 миллионов тонн в год к 2018 году. Также планируется увеличить парк сухогрузов и паромов на Каспийском и Черном морях с четырех до 20 судов.
Все это позволило существенно увеличить грузоперевозки как в Казахстане, так и за его пределами. Особенный рост показали перевозки угля, железной руды, строительных грузов, химикатов и удобрений.
Угольные проблемы
– За 10 месяцев 2017 года перевезено 83,9 миллиона тонн угля, что на 11 миллионов тонн, или 15 процентов, больше уровня прошлого года. При этом для казахстанских потребителей внутри страны перевезено 56,6 миллиона тонн, что на 17 процентов больше, чем в прошлом году. До конца текущего года планируется перевезти порядка 107 миллионов тонн угля. Отмечу, что компания имеет достаточное количество вагонов для обеспечения перевозки угля в регионы Казахстана, – сообщил Оралхан Кулаков.
Но в чем же тогда причина дороговизны и нехватки твердого топлива, о которой вот уже несколько месяцев говорят казахстанцы?
Как уверены сотрудники национального перевозчика, проблему создали сами дилеры на местах, у которых на поверку не оказалось ни мощностей хранения, ни транспорта для доставки. АО «НК «ҚТЖ» на 16 процентов увеличило перевозки угля с начала 2017 года
– Подобной ситуации можно избежать, если заготовку угля к отопительному сезону будущего периода начинать с мая месяца, четко планируя потребности и транспортировку сезонного груза, всем участникам перевозочного процесса. И тогда будет обеспечена планомерная работа, – поделился своей точкой зрения глава национального грузоперевозчика.
Прокомментировал Оралхан Кулаков и обвинения в удорожании угля:
– Тариф со станции Каражыра до станции Дегелен – 1 732 тенге на тонну. Со станции Шубаркуль до Астаны – 1 733 тенге. Все мы знаем, что отпускная цена на этот уголь – 11 500 тенге, но в областях он уже стоит и 18 тысяч, и 20… Я думаю, что этот рынок нужно регулировать уполномоченным органам и провести расследования в отношении всех перекупщиков, – говорит он.
Зерновые решения
Еще одна тема, которая волновала всех журналистов, пришедших на пресс-конференцию, это ситуация с перевозкой зерна и муки. Как жалуются аграрии, вывезти урожай на экспорт не всегда удается вовремя. Но, как сообщил Оралхан Кулаков, зачастую в дефиците зерновозов существуют инфраструктурные ограничения в сопредельных странах и недоработка самих грузополучателей:
– Географическое расположение страны и транспортная инфраструктура Казахстана позволяют обеспечить объем перевозок 1,5 миллиона тонн зерна нового урожая в месяц, а хорошие количественные и качественные показатели привели к изменению структуры экспорта зерна и муки, при этом инфраструктурные пропускные возможности сопредельных стран ограничены приемом в пределах 700 тысяч тонн в месяц. Канат Алпысбаев: «На рынке по обеспечению вагонов для вывоза зерна создается искусственный ажиотаж»
– Так при перевозке зерна в Китай, на станции Хоргос более 100 зерновозов простояли свыше 90 дней под выгрузкой. Причина простоя – несогласованность действий грузополучателя, таможенных и карантинных служб Китая. То есть наши вагоны практически были использованы как склад на колесах, – рассказал об одном из таких случаев Оралхан Кулаков.
Сложностей добавляет также ухудшение состояния элеваторов в регионах. Как сообщили в “КТЖ – Грузовые перевозки”, за последние годы значительно снизилась емкость подъездных элеваторных путей, часто возникают поломки сепараторов, погрузочных линий, то есть вагоны приходят под погрузку и ждут, когда будут устранены неисправности. Кроме того, в большинстве случаев элеваторы либо не работают по выходным дням, либо предъявляют повышенные тарифы на свои услуги, тем самым увеличивая простой на выходные дни.
Есть и другие причины, увеличивающие сроки оборота вагонов-зерновозов. Так, например, изменились требования к зерну со стороны европейских импортеров, нередко загруженными оказываются терминалы в портах, и нашим зерновозам просто некуда разгрузиться.
Как итог: сроки простоя вагонов увеличились в среднем с 2 до 5 дней, а в отдельных случаях – до 15. Все это привело к тому, что, несмотря на увеличение парка, в сезон аграрии испытывают дефицит зерновозов. Хотя по опыту прошлых лет их должно бы хватать. Чтобы справиться с ситуацией нынешнего года, грузоперевозчики часть вагонов арендовали в соседних странах, а также приняли деятельное участие в оптимизации работы портов. В областных акиматах созданы координационные штабы по перевозке зерна. И именно в оптимизации, а не в закупе новых вагонов видят будущее железнодорожники.
– Так, если оборот зерновозов сократить на одни только сутки, экономия подвижного состава достигнет 569 зерновозов. Также не забывайте, что привлечение дополнительного парка зерновозов имеет и обратную сторону медали. Ведь активный сезон работы зерновоза составляет всего 4 месяца, и привлечение дополнительного парка может привести к перегреву транспортного рынка, и в период несезона мы будем проводить аналогичные совещания, но только теперь с операторами вагонов-зерновозов по выводу их из кризиса в связи с отсутствием заказов на их вагоны, – объяснил эту позицию Оралхан Кулаков.
Муку доставит шаттл
Аналогичная ситуация складывается и с мукой. Основная масса экспортной муки идет в Афганистан. Логистика в направлении этой страны характеризуется очень низкой скоростью доставки и слабыми возможностями по выгрузке на приемных станциях Афганистана – в Хайратоне, Акине и Тургунди. Так как выгрузка вагонов на афганской стороне не автоматизирована, зачастую происходит затоваривание на станциях выгрузки, что также приводит к простоям и снижению рабочего парка.
Но здесь проблему АО “КТЖ – Грузовые перевозки” предлагает решить за счет использования скоростного грузосообщения.
– Для снижения оборота вагонов нами в консолидации с Узбекской железной дорогой запущены три прямых маршрута зерновых шаттлов сообщением Костанай – Галаба (ИРА). Составы, груженные мукой, преодолевают расстояние в 3 257 километров за 120 часов. Преимущество данных маршрутов уже оценили местные зернотрейдеры и мукомольные предприятия. Технология позволяет грузоотправителям получить экономическую выгоду за счет снижения затрат по организации перевозок, а железной дороге – повысить эффективность производительности подвижного состава, – говорит Оралхан Кулаков.
В целом же, как подчеркнул глава “КТЖ – Грузовые перевозки”, имеющихся в арсенале нашей страны 9 200 зерновозов сполна хватает для перевалки 1,5 миллиона тонн зерна и муки в месяц. Главное – минимизировать простои вагонов.
Астана