Мухтар Ауэзов – история одного письма

– Мухтар Омарханович написал письмо, – рассказывает бывший архивный работник, ныне пенсионер из города Аягоза Габит ЗУЛХАРОВ. – В нем говорилось: “Братья Ике, Жумжума, Смагул, Какен, Бугыш, Олмескул, Токар, Омиртай, Кулке, Хамза, Садвакас, Бендебай! Эти люди – специалисты, знатоки из ленинградского кладезя знаний, выехавшие в казахские степи по просьбе казахского правительства для определения породистости казахского скота, для изучения конституции и экстерьера животных. Их дела путем науки будут посвящены только в пользу казахской бедноты. Эти люди не ищут выгоды для себя, проводят работу не для обложения налогом. Поэтому народ не должен скрывать каждую хорошую породу скота, а показать им. Они очень желают, чтобы население с доверием отнеслось к их работе и по возможности оказывало им посильную помощь. В связи с этим они обратились ко мне, как к сыну тобыктинцев, чтобы я написал это письмо. Надеюсь, вы не откажете им в помощи. С просьбой ваш младший брат – Мухтар Ауэзов”.

Что удивительно, это письмо в течение полувека хранилось за пределами Казахстана. Только в конце 70-х годов подлинник был передан в музей писателя ученым из Латвийской ССР Яном ЛУСИСОМ, входившим в состав той экспедиции. Ян Янович был знаком с Мухтаром Омархановичем, который тогда был студентом Ленинградского университета, потому и решил обратиться за содействием именно к нему.

– Я написал в Академию наук Латвии и Латвийский государственный университет с просьбой сообщить данные о Яне Лусисе, – пояснил Габит Зулхаров. – Вскоре были получены ответы. Выяснилось, что он скончался еще в 1979 году, мне прислали монографию “Лусис. Жизнь и научная деятельность”, в ней есть и описание научной экспедиции по изучению состояния домашних животных в 1926–1927 годах в казахской степи. Упоминается там и письмо Ауэзова, которое существенно облегчило исследовательскую работу ученых”.

Семей