О своем опыте в этой области медицины рассказывает д. м. н., руководитель центра абдоминальной онкологии Каз НИИОиР Марат КУЗИКЕЕВ.
– Сейчас прежнее обывательское представление, что если обнаружили рак, то можно прощаться с жизнью, меняется. Онкология переходит в категорию хронических болезней. И многие наши пациенты при таком диагнозе уже не сдаются, а идут к врачам и говорят: “Доктор, хочу жить дальше, вылечите меня!”.
Сегодня по нашей статистике раком толстой кишки и мужчины, и женщины болеют практически одинаково. Хотя женщин, кажется, чуть больше. А еще мы наблюдаем, что помимо причин, связанных с неправильным образом жизни, питанием и неблагоприятной экологией, немало встречается и генетических, наследственных предрасположенностей.
В случае с колоректальным раком у одной из наших 17-летних пациенток, о котором я рассказывал ранее (“КАРАВАН”, № 12 от 5 апреля 2019 г.), на мой взгляд, главную роль сыграла именно наследственность. Когда девочку привезли к нам, отец сообщил, что ее мама ушла из жизни в 40 лет точно с таким же диагнозом.
Среди других примеров – рак прямой кишки III стадии у поступившего к нам сорокалетнего мужчины, операция которого завершилась колостомой. Это выведение толстой кишки наружу, или, как мы называем, противоестественный анус.
Так вот, из анамнеза больного мы узнали, что мама его примерно в том же возрасте перенесла подобную операцию, после которой тоже ходила с колостомой. А через год к нам поступил и его старший брат в еще более запущенном состоянии, с IV стадией рака и уже с метастазами!
Получается – это случай семейной наследственности. У мамы рак прямой кишки проявился в те же годы, что и у обоих сыновей. И здесь могу предположить, что даже характер питания не имел особого значения. Просто наследовалась слабость слизистой оболочки толстой кишки.
– Допустим, если у дедушки из какого-то семейства был рак желудка, потом это повторилось у его сына, то возможно, что и потомкам не избежать этой болезни, – продолжает тему онколог. – Помните историю голливудской звезды Анджелины Джоли, которая, чтобы избежать рака груди, наблюдавшегося у ее родственниц, согласилась на хирургическую операцию по удалению молочных желёз. Их заменили имплантами из-за генетической предрасположенности к онкологии. Только в нашем случае толстую кишку, как отдельный орган, не удалишь, поэтому нужна профилактика. Зачем обследовать кишечник?
Один из ее вариантов – удаление полипов. Тогда и колоректального рака не будет.
Это ж замечательно!
И всегда, когда к нам приходят родственники пациентов с этим видом злокачественных опухолей, мы предупреждаем, что они тоже входят в группу высокого риска. Потому обследоваться им необходимо не в 50–70 лет, как другим категориям людей, а намного раньше.
После 40 лет они должны хотя бы один раз в год проходить не простой FOB-N – тест на скрытую кровь в кале с применением тест-полосок, а именно колоноскопию.
А в более раннем возрасте – обследоваться хотя бы один раз в три года.
– Какие еще меры профилактики вы советуете?
– Общие, как при сердечно-сосудистых заболеваниях, инфарктах и инсультах. Это здоровый образ жизни. Конкретно для кишечника, помимо физической активности, запрета на курение и алкоголь, конечно, соблюдение правил в отношении своего живота: не переедать, питаться здоровой пищей, больше растительной клетчатки и меньше рафинированных продуктов и жиров.
– Чем помогает организму клетчатка?
– Она, как веник, выметает продукты, являющиеся канцерогенами для кишечника, улучшает продвижение по пищеварительному тракту еды и отхождение ее остатков, так называемого химуса. И таким образом снижает фактор вредного воздействия на кишечник.
АЛМАТЫ