Можно ли победить мужское бесплодие

Какие чудеса случаются с мужскими клетками при процедурах ЭКО, рассказывает уролог-андролог центра репродукции Юрий ЛАВРОВ.

Сексуальная жизнь мужчин – это самая щекотливая для них тема. Сегодня представители сильной половины наконец-то чаще стали обращаться с такими вопросами к докторам. А еще лет 10–15 назад многие вообще стеснялись обсуждать такие темы даже с медиками. Приходит пациент к андрологу и начинает издалека: “Знаете, хочу обследовать почки”. А когда обследуешь почки, там выходят соответствующие анализы. Потом разговорится, заодно скажет, мол, хотел спросить: “У одного моего близкого друга случаются такие-то проблемы, что бы вы ему посоветовали?”. А ты начинаешь понимать, что этот таинственный друг и есть он сам…

А щекотливых вопросов возникает много. Они касаются и качества половой жизни, и полового воспитания.

А сейчас все чаще к нам стали обращаться пожилые люди, у которых начинается определенный андрогенный дефицит, так называемая мужская андропауза.

По аналогии с менопаузой у женщин у них тоже снижается потенциал половых органов вследствие старения организма, когда происходит естественное нарушение функций половых органов. И мужчины начинают интересоваться, на какие моменты им в этом возрасте обратить внимание.


Юрий ЛАВРОВ. Фото Нэли САДЫКОВОЙ

– Что их может ожидать?

– Может ухудшиться состояние, поскольку, как правило, снижается выработка тестостерона, и это требует иногда определенной коррекции, включая и медикаментозную терапию. А сейчас мы все чаще начинаем обращать внимание еще на такое понятие, как качество жизни. Лет 15–20 назад в обиходе у нас его даже не было.

Например, в Германии приходит мужчина к доктору. У него проблема с мочеиспусканием. Ему, разумеется, максимально помогают с лечением, если надо, проводят операцию. И назначают препараты, которые ему максимально облегчат жизнь. Делают всё возможное, чтобы не страдало качество его жизни, чтобы его не мучило частое мочеиспускание или его отсутствие.

– Из-за аденомы простаты?

– Не только. Бывают и другие факторы. А у нас раньше было как: ставят ему катетер, и ходит он с этим катетером, с трубочкой или со стомой. И получалось так, что социально мужчина дезадаптирован. Страдает качество его жизни. Но на это мало кто тогда обращал внимание.

Сейчас же многие мужчины уже понимают, что пожилой возраст и даже старость – еще не приговор. И можно и в 60, и в 70 лет вести нормальную половую жизнь и быть абсолютно полноценным членом общества.

Чувствовать себя, если не наравне с молодыми, то хотя бы иметь какой-то свой мужской потенциал, который он привык реализовывать прежде. И для этого существуют свои препараты, которые врач может назначить после его обследования.

– А приходят к вам в центр репродукции пожилые мужчины, которые хотят, чтобы у его женщины родился его же ребенок? И как это возможно?

– Конечно, приходят. В некоторых случаях мы сталкиваемся с ситуацией, когда он пришел просто потому, что его жена проходит у нас программу ЭКО, и она привела его, потому что хочет получить беременность от него. Чаще так. Но обстоятельства бывают разные. Бывает, что он действительно созрел и хочет в своем возрасте иметь ребенка, которого по разным причинам не завел раньше. Причиной бывает, к сожалению, и трагическая гибель единственного ребенка. И он хочет оставить продолжение своего рода. Это осознанное желание, и если у него сохранился репродуктивный потенциал и он понимает, что должен его реализовать, почему бы и нет?

– То есть вы даете ему шанс, даже если в его “багаже” сохранился один-единственный живой сперматозоид? Здравствуй, семя младое, незнакомое: казахстанских мужчин проверили на качество

– Да. Вероятность того, что мы сможем помочь ему в этом случае, тоже есть. Мой стаж в медицине – 24 года. И уже много лет я в репродуктивной медицине. Было время, когда я уходил из этого направления. Работал в Институте урологии, там же защитил ученую степень. А потом все же вернулся в репродуктивную медицину, потому что меня эта область увлекает. И действительно, здесь ты видишь результат. Конечно, беременность длится 9 месяцев, приходится ждать. Но когда мужчина пришел к тебе с отсутствием какой-либо надежды и выслушав мнения каких-то других специалистов, бывает, не совсем компетентных в этом вопросе, которые сказали ему, что всё кончено, он бесплоден, то, когда получаешь у него материал, живые сперматозоиды, используешь их в программе ЭКО и получаешь желаемое рождение ребенка у его супруги, это и есть момент счастья! Это вдохновляет!

– Расскажите о самом удивительном случае в своей практике...

– Самое удивительное, что таких на самом деле немало. Вот один из недавних.

К нам приехал мужчина, откуда-то с юга, которому уже поставили диагноз – бесплодие. Ему сказали, что у него полное отсутствие сперматозоидов и возможность либо усыновить ребенка, либо воспользоваться донорской спермой для его жены.

Возраст – около 38 лет. В итоге они с женой приехали в наш центр с целью выбрать вид донорской спермы для ее оплодотворения и чтобы он просто поддержал жену при зачатии и рождении малыша.

Но, когда мы провели обследования, я посмотрел все его анализы, сказал ему: “Забываем про донора, процентов на 90 я обещаю тебе, что при биопсии найду у тебя живые сперматозоиды, мы используем их для оплодотворения. И у тебя будет твой собственный, генетически родной ребенок!”.

Поначалу он мне не поверил. Но я предложил: “Забываем про все преды­дущие диагнозы, проводим процедуру. Супруга заходит в программу ЭКО. А донорская сперма остается просто как запасной парашют. Основной парашют будет твой! Мы будем использовать для оплодотворения твой материал и клетки твоей жены".

– На основании чего у вас была такая уверенность?

– Когда я сделал диагностику, понял, что мы можем найти живые сперматозоиды, потому что бывают такие формы бесплодия, при которых хотя сперматозоиды и не получаются естественным путем, но найти их при биопсии шансы очень высокие. У него был именно такой случай.

Так оно и вышло. И когда он пришел ко мне на следующий день на перевязку, узнав результат, буквально, прошу прощения за сравнение, скакал от радости как конь, потому что за эти сутки уже произошло оплодотворение, и мы уже знали, сколько клеток оплодотворилось, сколько пошло в развитие. И он узнал, что от его сперматозоидов оплодотворились яйцеклетки его жены. И, несмотря на то что у него самого была небольшая операция – биопсия (забор ткани яичка) и мини-разрез и прочее, готов был танцевать от счастья. Сейчас эта пара уже родила ребенка, и они приходили к нам – счастливые и довольные. Редко когда можно видеть слезу, тем более у мужчины такой крепкой закалки, но я реально видел в его глазах слезы радости. И это было очень трогательно. Мужские "стыдные" проблемы, или В чем сила, брат?

– Где ж ему поставили такой диаг­ноз, что нет ни одного здорового сперматозоида?

– Я не привык обсуждать действия других, поэтому не могу сказать. Наверное, где-то в регионе. Потому что там не все имеют техническую возможность полностью обследовать и делать те же генетические скрининги, проводить хромосомные исследования, как у нас, перед тем, как идти на ту же биопсию.

– И когда вы взяли биопсию, выбрали этот сперматозоид, он должен тут же работать?

– Да, это желательно делать синхронно. То есть супругу подготовили на программу ЭКО. Ее стимуляция уже началась. Было ясно, что яйцеклетки получат. И они готовы уже к экстракорпоральному оплодотворению. Что самое удивительное, перед этим они уже проходили программу с чужой донорской спермой в другой клинике. И она не получилась. Это говорит о том, что не всё зависит от врачей. Есть еще воля Всевышнего. Видимо, не нужно было тогда, чтобы произошло оплодотворение чужой спермой. И наш с ними успех вдвойне ценен! Такие вот нюансы…

АЛМАТЫ