Может ли убить “Игра в кальмара”

В моей смерти прошу винить…

Сразу после самоубийства актюбинской девочки горожане стали рассылать через “Ватсап” пугающие сообщения, будто виной всему стала безобидная игрулька “Among Us”. Отец погибшей девочки выяснил, что в этот квест девочка играла незадолго до смерти.

Более того, среди вещей были обнаружены шокирующие рисунки персонажей игры. Там смешные человечки были расчленены. Из этого был сделан вывод, что “Among Us” портит психику ребенка и толкает на самоубийство.

Чтобы докопаться до истины, мы решили поиграть в кошмарную игру. Сюжет ее прост и немного напоминает старую добрую “Мафию”. Игрок тут может быть как честным человеком, так и предателем, устраивающим диверсии на космическом корабле. Главное правило: “Нельзя верить никому”. По результатам голосования вместо коварного предателя могут казнить добропорядочного космонавта, выкинув его за борт, где человечка разорвет на куски. И наоборот: предатель, погубивший немало честных космонавтов, может дойти до финала победителем и сорвать все лавры.

Потратив на “Among Us” почти неделю, никаких призывов свести счеты с жизнью мы не заметили. А вот неприятное чувство, что даже союзники могут воткнуть тебе нож в спину или несправедливо казнить – не покидало.

Не верь, не бойся, не проси

Никому нельзя верить и в нашумевшем сериале “Игра в кальмара”. Дораму тоже винили в том, что она толкает подростков к суициду, а слуги народа даже хотели запретить ее на территории Казахстана. Хотя в сериале лишь 1 случай суицида, да и то его совершил человек, только что погубивший свою жену ради денег, а остальные персонажи, напротив, очень любят собственную жизнь и ставят ее выше чести и жизни другого. Тем не менее подобные развлечения могут подтолкнуть к суициду, хоть и косвенно.

– Для подростка очень важны отношения с социумом, а психика в этом возрасте нестабильна, и обычные проблемы кажутся глобальными, – считает психиатр Александр КОЛЕСНИКОВ. – Например, идеализация дружбы. Взрослый человек уверен, что никому нельзя доверять, и предательство переживает спокойнее, часто даже понимает, что его бывший друг совершил ошибку. Для подростка же оплошность друга – страшная драма.

В игре “Among Us” явно видна и сконцентрирована несправедливость мира.

То же самое можно сказать и о “Кальмаре”. 486 человек глубоко несчастны, они способны убивать и предавать ради денег. Причем собрали их в одном городе. Для сильных людей их беды – лишь забава. Естественно, для ребенка с небольшим жизненным опытом гротеск сериала станет истиной. И, если есть склонность к самоубийству, просмотр фильма или проигрыш может подтолкнуть к роковому поступку.

Бумага всё стерпит

Впрочем, это далеко не первый случай в истории, когда подростки сводили счеты с жизнью после художественного произведения. “Бедная Лиза” Николая Карамзина сейчас входит в школьную программу, а когда-то повесть тоже хотели запретить, потому что кисейные барышни бежали топиться. “Страдания юного Вертера” Иоганна Гёте сейчас изучают во всех институтах мира, а в 1808 году книгу изымали из всех библиотек, потому что рассуждения главного героя вызвали череду самоубийств среди юношей.

Также в опалу попадали и “Степной волк” Германа Гессе, и “Гранатовый браслет” Александра Куприна. И даже “Ромео и Джульетта” Вильяма нашего, так сказать, Шекспира. Сейчас эти произведения стали жемчужинами мировой литературы, и юные жизни они не уносят.

– В моей практике был случай, когда подросток пытался покончить с собой после чтения обычной книги. Это не был какой-то скандальный роман, – поделился Александр Колесников. – Подросток так и оставил книгу открытой на странице, где описывалось самоубийство. И виновна в его поступке не книга. Родители долго не обращали внимания на проблемы сына и считали их несерьезными. Ребенок просто читал в тот вечер и думал о том, что его угнетает, пытался понять, как быть дальше. И сцена суицида одного из персонажей стала подсказкой. Решить проблему ему помогли не родители, а вымышленный персонаж. Поэтому всё и закончилось трагедией.

Танго смерти

Нередко винят в смерти подростков и музыку. В 1933 году, после неудачного романа венгерский композитор Реже Шереш написал очень депрессивную мелодию “Мрачное воскресенье”, которую потом переименовали в “Гимн самоубийц”. В Европе под эти аккорды покончило с собой около 5 тысяч человек, причем черной традицией стало ставить песню на патефон и сводить счеты с жизнью на последнем аккорде. Мистики прибавил тот факт, что в 1938-м песню перепел декадент Петр Лещенко, в 1964-м – французский шансонье Серж Генсбур, но волну самоубийств вызывала только оригинальная версия. Появилась городская легенда, будто зомбирование в проклятой песне идет через звуковую дорожку.

В соседней России известно (как минимум) о 5 случаях, когда подростки выпрыгивали из окон многоэтажек на определенном куплете песни “Нити” группы “ЛСП”.

Композицию даже стали удалять с медиасервисов, при попытке скачать эту песню поисковики переадресовывают подростка на сайт экстренной психологической помощи.


Известно о 5 случаях, когда подростки выпрыгивали из окон многоэтажек на определенном куплете песни "Нити"

– Не надо путать причину и следствие. Ни одна композиция не доведет до самоубийства подростка, у которого всё хорошо, – убежден психиатр. – Человек в хорошем настроении, без серьезных проблем вообще не станет слушать депрессивную песню, тем более – часами. Но, с другой стороны, в этом возрасте угнетающие проблемы – не редкость. К тому же подросток, решившийся на роковой шаг, толком не знает, как это сделать. А тут приходит готовый сценарий, где всё описано посекундно. Нельзя исключать и склонность к подражанию. Чем громче будет шумиха в прессе, чем больше деталей суицида попадет в соцсети, тем вероятнее, что кто-то из подростков, склонных к суициду, решит повторить всё в точности, как в новостном репортаже.

Услышь меня, прошу

Нашумевшую игру “Синий кит” тоже никто в глаза не видел, а кураторы появились лишь после того, как была поднята шумиха и подростки стали искать запрещенные сообщества во “ВКонтакте”. Но к слухам о зловещих кураторах, убивающих детей, подтолкнул однотипный контент в соцсетях самоубийц: киты, грустные стихи, размышления о смерти. Их видели все знакомые, а то и родители, но значения не придавали. Нередко среди вещей погибших подростков находили жуткие рисунки, причем оказалось, что дети их не особо и прятали, а напротив, будто бы оставляли на виду.

Как выяснилось, “группы смерти” в “ВК” и правда есть, но детей там никто специально не зомбирует. Рисунки туда скидывают сами подростки.

– В подавляющем большинстве случаев подростковое самоубийство – это крик о помощи или отчаянное желание, чтобы тебя услышали, – поделился Александр Колесников. – Перед роковым шагом подростки пытаются достучаться до родителей намеками. Постят картинки, оставляют на виду страшные рисунки или депрессивные стихи собственного сочинения, “шутят” про смерть. Нельзя оставлять такие знаки без внимания. Как распознать, что подросток решил уйти из жизни и нуждается в поддержке

Посмертная слава

Актюбинский комплекс из трех 25-этажных зданий под названием “Актобе Ажары” давно закрепил за собой славу “магнита” для самоубийц. Такие места есть практически в каждом городе мира, и все они считаются местными достопримечательностями. В Молдове суицидники приходят в “Ворота города” – самое известное здание Кишинева, в Екатеринбурге раньше отправлялись на заброшенную телевышку, в Сан-Франциско прыгают с Золотого моста, в Лас-Вегасе стреляются у дорожного знака на въезде в город, а в Японии вешаются в лесу Аокигахара, что у подножия Фудзиямы. Никаких дьявольских проклятий в этих местах нет. Так легче попасть в выпуски новостей, заработав посмертную славу, и хоть на секунду почувствовать себя таким значимым, что о тебе будет судачить весь город. А то и страна. Или даже весь мир.

А вот страшная тайна кроется в попытках суицида, не доведенных до конца.

Психиатры знают, что смерть наступает лишь в 10 процентах случаев. Попытки влезть в петлю приводят к отмиранию коры головного мозга; горсти таблеток или уксусная кислота – к нарушению функций почек, желудка и печени; а прыжки с высоток не всегда летальны. Молодой организм живуч, но подросток может остаться калекой на всю жизнь.

Так что беречь детей надо не от “Кальмара” а от родительского равнодушия, и вместо проверок “Among Us” правительству следует запустить бесплатные порталы экстренной психологической помощи.

АКТОБЕ