Мост - дело тонкое

Только в Ордабасинском районе до сих пор практически нет дороги к трем сельским округам, мосты к которым были размыты этой зимой.
Правда, с наступлением теплой погоды и спадом воды в реках, большой проблемы из-за отсутствия мостов здесь не ощущают - реки просто переходят и переезжают в брод, благо глубина такая, что даже легковые машины преодолевают водные препятствия.
К тому же местная власть даже не планирует проводить ремонт здешних мостов, так как сельские округа признаны не перспективными.
И деньги, выделяемые по линии ЧС для пострадавших поселков, решено направить на полное переселение таких аулов и сел в более перспективные зоны.
Тем не менее проблемы разрушенных мостов это не снимает. Здесь имеется еще такой момент - в течение прошлого года весенние и осенние ливни и паводки приводили к тому, что периодически в тех или иных районах ЮКО приходилось объявлять о сложившейся чрезвычайной ситуации.
Особенно страдал от непогоды Толебийский район, где дождями и наводнениями было смыты сотни метров дорожного покрытия и более десятка мостов. В том числе восемь мостов - областного значения.
В результате от "большой земли" оказались практически отрезаны несколько населенных пунктов.
Жителям поселков Нысанбек, Кок-саек, Екпенды, и ряда других, чтобы добраться до районных центров и обратно, приходилось совершать крюк по объездной дороге в несколько десятков километров.
Практически сразу же после каждого подобного ЧП, в ЮКО создавалась специальная комиссия, которая выясняла масштабы ущерба.
Благодаря финансированию по линии ЧС, в течение полугода практически все разрушенные мосты и дороги были вновь восстановлены, а в ряде случаев и капитально отстроены заново.
(В прошлом году из областного бюджета на возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций пришлось выделять 150 миллионов тенге).
Тогда же, по заверению практически всех районных акимов, специальными техническими комиссиями проводилась профилактика и ремонт всех остальных имеющихся в сельской местности мостов. И, по утверждению властей, мосты были готовы к эксплуатации в будущем, то есть в этом году, даже в режиме повышенного ледохода и паводков.
Однако данные оптимистические заявления, как уже было сказано выше, оказались существенно откорректированы речной стихией.
В частности, выяснилась одна интересная подробность размыва мостов в ЮКО - многие мосты действительно способны были выдержать половодье. Но приносимые течением ветки деревьев, камышей, прочего мусора, скапливались у основания мостов, создавая в конечном итоге настоящие пробки. Мост оказывался в роли своеобразной плотины, ограничивающей пропуск воды.
В результате, вода выходила из берегов в районе моста и размывала с обеих сторон подходы к переправе. И именно из-за этого мосты полностью или частично разрушались.
По мнению специалистов, скапливающийся мусор, перегораживающий реки у мостов, является такой проблемой, по сравнению с которой половодье - просто цветочки.
Чтобы предусмотреть такие издержки, требуется как минимум каждый мост делать исключительно навесным, либо с очень широкими и высокими пролетами.
Что дает двойное, а то и тройное увеличение средств на его строительство.
Впрочем, как оказалось, есть простой и достаточно эффективный народный способ борьбы с подобными явлениями.
Один из аксакалов поселка Екпенды того же Ордабасинского района рассказывает, что раньше во время половодья в любом поселке принято было отряжать своеобразного караульного с длинным шестом на каждый мост.
Задача ему отводилась простая - ходи по мосту, и как заметишь зацепившуюся ветку или корягу, так сразу шестом помогай ей пройти дальше по течению.
Конечно, на дежурства отряжались мужчины посильнее, так как они проводились в любую погоду и днем и ночью.
Поэтому у мостов не создавались заторы воды, и случай, когда бы река сносила сельский мост, считался просто позорам для всего поселка.
Правда, по признанию того же аксакала, даже в поселке Екпенды этот обычай давно канул в лету…