Москва слезам не верит: казахстанцам в Россию попасть сложнее, чем в дальнее зарубежье

Интересная складывается ситуация. Борьба с коронавирусом неожиданным образом ударила по самым разным сферам жизни. И порой диву даешься, как могут возникать те или иные ограничения, ведь никакой логике они не поддаются. В считаные месяцы соседняя Россия, которая многие годы себя позиционировала как союзника (мы входим в Таможенный союз, являемся членами ЕАЭС), вдруг стала для нас дальше и дороже, чем страны на других континентах. Вот уже больше года закрыты сухопутные границы с Российской Федерацией.

Как сообщают источники в СМИ, открытие автомобильных границ состоится не раньше, чем пройдет иммунизация большей части населения.

На сегодня привито менее 1 процента казахстанцев. И произойдет ли иммунизация более 50 процентов в ближайшее время – говорить сложно. Почему-то, когда выставляются такие требования, не учитывается тот факт, что многие граждане переболели и имеют антитела, практически они прошли естественную иммунизацию.

“Народная тропа” закрыта

При этом в Россию можно въехать на поезде или самолете. Рынок перевозок сразу же отреагировал на эту новость резким скачком цен. Стоимость билетов держится в районе полумиллиона тенге. И чтобы жизнь малиной окончательно не казалась, с рынка убрали все лоукостеры, которые раньше позволяли летать по более приемлемым ценам.

Доходит до абсурда! Задаем в поисковик самый выгодный по цене перелет из Алматы в Москву – система выдает, что дешевле всего лететь туда с пересадкой в Стамбуле и Будапеште!

При этом обычные граждане задаются вопросом: почему состоятельным людям, у которых есть возможность приобрести дорогие билеты, доступ в соседнюю страну открыт, а рядовому гражданину нет? Почему за пол-ляма въехать можно, а дешевле нельзя? Почему система проезда с результатами ПЦР-теста, которая действует сегодня при перелетах, не может быть применена на сухопутных границах? Или это “лобби” некоторых крупных авиаперевозчиков? Согласитесь, у людей возникают такие вопросы.

Сухопутная граница для многих граждан была единственной возможностью попасть в соседнюю страну. Бывалые эконом-путешественники знают, что переезды внутри одной страны всегда дешевле, чем международные. Поэтому схема у наших граждан была проста: доехать до границы Казахстана с Россией, сесть там на такси. И дальше по России можно снова катить на поезде. Вот что рассказали нам таксисты, которые работают на ж.-д. вокзале Уральска:

– Мы уже сколько месяцев без работы, раньше много людей ехало через границу до Самары, а там на поезде уже кто куда: в Москву, Сочи. Этот путь был самым дешевым, мы его называли “народная тропа”. Но сейчас никто не ездит, – говорит водитель Евгений.

Право на пересечение наземной границы имеют лишь сотрудники дипведомств, следующие на лечение, учащиеся и еще несколько узких категорий.

– Мы раньше каждое лето ездили в Россию, у нас там родственники, – говорит алматинка Антонида Захарова. – Чтобы попасть к ним, даже сделали прививку “Спутник V”. Но оказалось, что даже после этого мы не можем проехать на машине в соседнюю страну. Конечно, это возмущает!

Да, очень специфическая дружба получается у нас с союзником.

Казахстан в числе первых стал прививать население российской вакциной. Государство потратило на это огромные деньги. Но простой человек не имеет права въехать в РФ на авто, даже имея на руках паспорт вакцинации.

На этом чудеса дружбы не заканчиваются. Казахстан вдруг нежданно-негаданно оказался за бортом ЕАЭС, в котором плыл столько лет.

ЕАЭС без Казахстана?

Еще в конце января премьер Мишустин рассказал о том, что начинает действовать приложение для международных поездок “Путешествуй без COVID-19”, оно было разработано специально для стран – участниц ЕАЭС, чтобы упростить процедуру переезда для граждан. Система интегрирована с результатами ПЦР-тестов и паспортами вакцинации, что позволяет проходить границу за считаные секунды без бумажной волокиты.

С 1 февраля в приложение уже включили Армению и Беларусь. А на сегодняшний день там все участники ЕАЭС, кроме Казахстана.

Мало того, Россия предложила даже Турции присоединиться к платформе. Что же происходит у нас? Почему мы до сих пор не имеем такой возможности? Ведь во всех других инициативах ЕАЭС мы всегда принимали участие в числе первых! Лишь 18 мая, после того как замалчивать этот острый вопрос уже было дальше некуда, чиновники сообщили, что Казахстан все-таки подключится к платформе. Однако когда это произойдет? Вице-министр торговли и интеграции Жанель КУШУКОВА сообщила, что “до конца этого полугодия должен решиться вопрос”. В чем сложности? Почему соседний Кыргызстан давно интегрирован, а мы нет?

Хотелось бы узнать, чем занимаются наши переговорщики по ЕАЭС?

Почему министерство иностранных дел не поднимет вопрос о сухопутных границах и нелепости требования привить более половины населения для их открытия.

Это больше смахивает на шантаж. Мы пустили на рынок страны вакцину “Спутник V”, но и этого оказалось мало. Почему все члены ЕАЭС уже несколько месяцев имеют возможность пользоваться приложением для облегченного перемещения в условиях карантина, а Казахстан лишь планирует?

Алматы