Хотя между Россией и Узбекистаном после развала Советского Союза установились партнерские связи, они не переросли в тесные контакты, способствующие развитию взаимовыгодных отношений и реализации двусторонних проектов. В то время интересы двух стран были направлены в сторону Европейского Союза и США.
Однако, начиная с 2004 года, Москва постепенно начинает менять свои приоритеты, и во внешней политике России появляется центрально-азиатский вектор. Основной задачей МИД России на данном этапе становится возврат утерянных позиций в регионе, а также расширение связей с республиками Центральной Азии как в рамках действующих региональных организаций, так и на двусторонней основе.
Вследствие этого встречи между представителями различных министерств и ведомств России и Узбекистана стали приобретать регулярный характер, а президенты Республики Узбекистан и Российской Федерации - Ислам Каримов и Владимир Путин подписали договоры: в 2004 году - о стратегическом партнерстве, в 2005 - о союзнических отношениях.
Заключение договоров в очередной раз подтвердило намерения России активно развивать отношения с республиками Центральной Азии. И если Москва наладила более тесные связи с Астаной по вопросам региональной безопасности и торгово-экономического сотрудничества, то в отношении Ташкента это еще предстоит сделать.
На состоявшейся встрече президента Узбекистана И.Каримова и первого заместителя председателя правительства России Сергея Иванова был подписан ряд документов:
1. Межправительственное соглашение о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации в Республике Узбекистан, и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан в Российской Федерации.
2. Межправительственное соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией.
3. Межправительственное соглашение о реадмиссии.
4. Контракт между компанией "Ильюшин" и Ташкентским авиационно-производственным объединением имени Чкалова на производство двух самолетов Ил-76МФ для Иордании.
Ясно, что Москва своей активностью преследует несколько целей, которые напрямую связаны с ее национальными интересами в Центральной Азии. Что касается Узбекистана, то здесь Россия старается проводить свою политику одновременно в нескольких областях.
В рамках действующих региональных организаций Россия пытается вовлечь Узбекистан в новые проекты. Так, устанавливая с Ташкентом более тесные связи в военной и военно-технической сфере, Москва автоматически решает для себя несколько вопросов:
- налаживает более тесное сотрудничество с узбекским министерством обороны;
- обеспечивает свой военно-промышленный комплекс очередными заказами;
- избавляется от морально устаревшей военной техники и вооружения;
- вовлекает в зону своего влияния очередную республику.
Но и Узбекистан в данном случае получает ряд дивидендов в виде технически исправной и боеготовной техники и вооружения, укрепления связей с российским оборонным ведомством и, главное, расширяет зону своего сотрудничества с Россией не только в военно-технической сфере, но и в области обеспечения безопасности как на двустороннем уровне, так и в рамках региональных организаций.
Не последнюю роль для России играет позиция Узбекистана в отношении американской базы в Кыргызстане. Вполне вероятно, что визит господина Иванова является одним из пунктов подготовительных мероприятий, направленных на возобновление обсуждения вопроса о длительности и целесообразности пребывания американских военнослужащих в Центральной Азии.
Относительно двустороннего сотрудничества можно сказать, что Россия настроена и дальше налаживать связи с Узбекистаном в политической и торгово-экономической сферах. Принимая во внимание низкую продуктивность деятельности региональных организаций, Москва будет уделять большое внимание расширению двустороннего сотрудничества с республиками Центральной Азии, и Узбекистаном в частности.
Уже сейчас заметна активизация действий Москвы в торгово-экономической сфере. Так, в 2006 году объем взаимного товарооборота возрос на 42 процента и превысил 3 миллиарда долларов США.
Сегодня Москва пытается заключить с Ташкентом новые договоры, чтобы еще больше вовлечь Узбекистан в орбиту своего влияния. При этом наблюдается интерес российских компаний к энергетической инфраструктуре Узбекистана. Впрочем, не остались без внимания и нефтегазовая отрасль, горнодобывающая промышленность и цветная металлургия. Растущий интерес подтверждает и число совместных российско-узбекских предприятий, действующих на территории Узбекистана, которых в настоящее время насчитывается порядка 450.
Стоит отметить, что в рамках своего визита в Узбекистан С.Иванов предстал в двух качествах: первого заместителя председателя правительства России и сопредседателя узбекско-российской межправительственной совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Понятно, что своими действиями Москва хочет показать Ташкенту искренность своих намерений и прагматичный подход в реализации совместных торгово-экономических проектов. Вместе с тем от России можно также ожидать новых инициатив на предстоящей в августе очередной встрече стран-членов ШОС. И в данном случае визит в Узбекистан С.Иванова является вполне оправданным и предсказуемым. Учитывая сложную ситуацию в Иране и Афганистане можно предугадать что турне команды Путина по странам, являющихся членами региональных организаций преследует своей целью создание единой группы, которая могла бы на очередной встрече ШОС выступить с заявлением в отношении ситуации в Центральной Азии и критики политики некоторых стран Запада и США.
До встречи стран-членов ШОС остается еще месяц, за который представители России могут еще не раз встретиться со своими коллегами из других стран в целях выработки единой позиции, которая может в очередной раз вызвать международный резонанс как в Центральной Азии, так и в странах Западной Европы.
Фото сайта press-service.uz