– Земельные ресурсы вокруг выставочного участка используются нерационально. Кроме того, происходит завышение цен на строительство объектов, в свою очередь это приводит к хищению средств. С учетом снижения цен на экспортные товары нашей страны бюджет недополучает необходимые средства. В этой связи нам придется проводить жесткую экономию как на EXPO, так и на Универсиаде, запланированных на 2017 год, – сказал Нурсултан НАЗАРБАЕВ.
Вообще подготовка к Всемирной выставке была раскритикована главой государства практически по всем аспектам. Как оказалось, графики работ не выдерживаются, нет общего управления проектированием объектов, государственные органы работают несогласованно, до сих пор неизвестно, сколько государств будет участвовать в выставке.
– Главная проблема Казахстана сегодня – неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке. Самый худший вариант для нас – это падение цен на сырье: металлы и нефть. Падает приток нефтедолларов, соответственно бюджет начинает провисать. Внешнеторговый оборот Казахстана сокращается. Поэтому сейчас руководство страны начинает обращать внимание на вещи, на которые ранее не обращало, – отметил “КАРАВАНУ” политолог Данияр АШИМБАЕВ.
Из этого возникает вопрос – насколько существующая налоговая и промышленная политика соответствует нашим возможностям? Ведь пока напрашивается вывод, что экономической политики правительства, ориентированной на качественные показатели, у нас просто нет, а налоговая система не способствует развитию бизнеса в регионах.
Многие решения принимаются больше по конъюнктурным или групповым соображениям, чем по реальной необходимости, считает политолог.
– В этой связи особенно много вопросов вызывает работа контролирующих органов, – продолжает Данияр Ашимбаев. – Каждый раз ущерб от финансовых нарушений, растраты средств на неэффективные проекты и неправильного планирования все возрастают, но сажают руководителей компаний, вице-министров лишь за факты отдельных нарушений. Получается, нельзя говорить о системности работы контролирующих органов?
Кто может сказать, какова системная отдача от множества проектов, запускаемых в стране? Ведь у нас нет системы определения эффективности государственных программ.
– Даже если правоохранительные органы находят состав преступления, у них всегда есть сомнение, можно ли трогать или нет того или иного человека, – отмечает Ашимбаев. – Либо стараются отмечать лишь отдельные недостатки. Потому что все это упирается в больших людей, которых нельзя трогать.
Участие в международных выставках, таких как EXPO, – это возможность заявить о потенциале страны всему миру. Тема выставки – энергия будущего. Но, получается, до сих пор непонятно, что и кому мы собираемся показывать? Какой опыт и кого мы рассчитываем перенять?
– Если в ближайшее время не начнется реальная работа, которая будет показывать, что мы хотим, то эта выставка пройдет просто ради выставки, – считает Данияр Ашимбаев.