Продавцы, а это были в основном работники аптек или рыночных прилавков, обещали и полное очищение организма, и потерю веса, и красоту, и даже избавление от рака. Через несколько месяцев многие действительно худели, но одновременно возникали другие проблемы, отнюдь не связанные с заменой ставшего просторным гардероба. У потребителей морозника появлялись жалобы на сердце и кишечник. Дело в том, что народные целители применяли эту траву в очень маленьких дозах и только при острой сердечной недостаточности. Но даже в небольших количествах она затрудняет кишечное всасывание, а в более крупных является ядом. А тут ее рекомендовали хоть и на кончике ножа каждодневно, но постепенно увеличивая дозу.
В России морозник запретили продавать массово и без рецептов еще год назад. В соседних с ней казахстанских областях тоже подняли шум. В Караганде, например, изъятием этого препарата занималась прокуратура. Но шум затих, и морозник снова вышел из подполья. Его можно встретить и в небольших аптеках Алматы, и на рынках. Лишь в больших аптеках говорят, что он снят с продажи. Удивительное благодушие и спокойствие сохраняют специалисты фармкомитета Министерства здравоохранения, вроде бы объявившие войну нелегальной и бесконтрольной продаже лекарственных средств.
Как оказалось, все дело в том, что морозник и другие аналогичные средства относятся к биологически активным добавкам, а они в Казахстане не подлежат ни сертификации, ни лицензированию. БАДы, действительно, нечто среднее между лекарственными средствами и пищевыми добавками (к коим относятся, например, и пищевые красители, и ароматизаторы). Но во многих странах их причислили к лекарствам и, как в той же России, внесли в список средств, подлежащих обязательной сертификации.
В казахстанских "Правилах лицензирования деятельности, связанной с реализацией лечебных препаратов" биологически активные добавки даже не упоминаются. Не вошли они и в новое постановление, принятое в 2000 году, где перечислены подлежащие обязательной сертификации средства. Хотя и тогда уже было известно, что на рынках полно китайских и тайских таблеток для похудения, в состав которых входит психотропное вещество - растительный эфедрин.
Некоторые компании, ввозящие препараты, все же представляют на сертификацию препараты - "порядка ради и рекламы для". Но у нас нет оборудования, которое позволяло бы в полной мере исследовать их на соответствие тому, что написано на красивых упаковках. Поэтому даже если в сертификате указано, что препарат одобрен институтом питания республики, это еще не значит, что изучена пищевая и фармакологическая ценность продукта. Проверяется только отсутствие вредных примесей и патогенной микрофлоры. То есть делается санитарно-эпидемиологическая экспертиза. И то, повторим, при условии, что реализаторы по желанию представляют препарат на экспертизу.
Словом, лицензирования и контроля нет. Однако рекламируя эту продукцию, ее представляют как чудо-средство от самых разных болезней, не имеющее никаких отрицательных последствий. И никто не объясняет, что они потому и называются добавками, что действуют лишь как профилактическое или добавочное средство к основному лечению. Между тем, немало случаев, когда после приема БАДов хронически больные люди чувствовали ухудшение. Тем более что многие начинали применять их не вместе с лекарствами, а ВМЕСТО лекарств.
Способствуют этому и врачи. Многие прямо на рабочих местах распространяют препараты. Приходит к такому медику больной, а он ему вместе с диагнозом предлагает описание того или иного чудодейственного средства. Эра "Гербалайфа" (руководитель которого по горькой иронии судьбы умер в возрасте чуть за сорок лет) закончилась, на смену пришли "Визион", "Энрич", "Ньювэй", "Тяньши" и многие другие. Сетевой маркетинг, двигающий эти средства в широкие массы, дополняется настойчивыми советами врачей, в том числе и педиатров.
БАДы принимают большая половина граждан развитых стран. Принимают как общеукрепляющие и профилактические средства, ведь плохая экология, стрессы, низкое качество питания требуют дополнительной поддержки организма. Но при этом никто не считает их лечебными средствами, а качество жестко контролируется. Пора и нам последовать этому примеру, начав с изменений в законодательстве. А пока этого нет, беречь себя самим, не бросаясь на рекламу, выдающую яд за лекарство.