На вопросы о том, нарушают ли водители скутеров и мопедов ПДД, и как с этим бороться, корреспонденту Caravan.kz ответили эксперты: юрист Сергей Уткин, автоэксперт Евгений Кубеков и автожурналист Роман Масленников.
- Имеют ли скутеристы право ездить по тротуарам и пешеходным зонам?
Отвечает юрист Сергей Уткин:
- Нет, ПДД разрешают ездить по тротуарам или пешеходной дорожке только велосипедистам. При этом они не должны создавать неудобств, а тем более опасности для пешеходов. Скутеристы и мопедисты могут передвигаться только по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд, а также по велосипедным дорожкам.
Отвечает Евгений Кубеков – автоэксперт:
- Конечно, таких прав они не имеют. У нас есть ПДД, которые четко говорят, где должны находится мопеды – на дороге. В ПДД четко указано, что двигаться они должны по правой полосе движения. Передвижение по пешеходным зонам и тротуарам запрещено.
Отвечает автожурналист Роман Масленников:
- Скутеры должны передвигаться исключительно по полосе движения автомобилей и там, где есть зоны велодорожек. Велодорожки должны использоваться преимущественно: если скутерист едет по дороге, а рядом есть велодорожка - то это потенциальный штраф. Передвигаться по тротуарам запрещено на любом виде мопедов и скутеров вне зависимости от обьема двигателя.
- Обязаны ли они соблюдать правила ПДД?
Роман Масленников:
- Конечно, должны. Есть, правда, интересный момент: при обьеме двигателя до 49 кубических см водитель скутера даже может не надевать шлем. Это прописано в ПДД. Также могу добавить, что ПДД нуждаются в корректировке, ведь даже мопед с обьемом двигателя до 49 кубических см при желании можно разогнать до опасных для здоровья и жизни скоростей.
Автобус, убивший людей в Шымкенте, какова причина трагедии – мнение эксперта
- Являются ли водители скутеров полноценными участниками дорожного движения?
Сергей Уткин:
- Являются, но для них в ПДД предусмотрен ряд специальных норм. К примеру, поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении, им запрещено. Для поворота налево на таких дорогах скутерист должен остановиться перед перекрестком, сойти со скутера и перейти дорогу по пешеходному переходу, ведя скутер рядом, то есть, как пешеход. Водителям скутеров не нужно иметь водительское удостоверение, они допускаются к управлению скутером по достижении 16-летнего возраста. Им запрещается перевозить на скутере пассажиров и крупногабаритные грузы.
Роман Масленников:
- Любой водитель скутера является полноценным участником дорожного движения так же, как и пешеход. Но на водителя скутера ложится дополнительная ответственность, потому что он еще едет по полосе общественного движения. И, повторюсь, если есть велодорожка, он обязан ехать по ней, если кубатура его двигателя не превышает 49 кубических см. Если его двигатель больше, то по велодорожкам ему ездить нельзя.
- Кто должен, по закону, наказывать скутеристов за нарушение ПДД и ДТП?
Сергей Уткин:
- Естественно, полиция – именно полицейские выявляют правонарушения, составляют протокол об административном правонарушении и привлекают нарушителя к административной ответственности и передают материал в суд.
Евгений Кубеков
- Все это решается в административном порядке. На самом деле сейчас возникла такая ситуация, что мопедистов и скутеристов стало очень много. Это уже происходит довольно давно, но только в последнее время эту проблему начали обсуждать. Водители такого транспорта не всегда даже знают правила дорожного движения и имеют о них смутное представление. К примеру, скутеристам нельзя совершать поворот налево, если дорога шире четырех полос (по две полосы в каждую сторону). Почти никто это не соблюдает, на скутерах, мопедах ездят по пешеходным зонам, подземным переходам, тротуарам и даже паркам. Все это необходимо контролировать полицейским. К сожалению, наши доблестные органы внутренних дел реагируют на нарушения скутеристов и мопедистов крайне слабо. Все ограничивается отработками ОПМ (оперативно-профилактическими мероприятиями). В то время как такая работа должна быть на регулярной основе. Каждый день полиция должна контролировать, чтобы водители скутеров и мопедов соблюдали ПДД.
Роман Масленников:
- Согласно нашему кодексу штрафовать, наказывать, останавливать и предотвращать ДТП, если это возможно, должны исключительно сотрудники полиции. Зачастую у нас по улицам могут ездить скутеры, обьемом превышающие 49 кубических см. Существуют модели даже около 125 кубиков. И едва ли уполномоченные органы смогут сходу определить объем двигателя того или иного скутера. Эта ситуация ужасна и вызывает тревогу.
- Как выявить нарушителя, если транспортное средство нигде не зарегистрировано, не имеет госномера, а лицо водителя скрыто под шлемом?
Сергей Уткин:
- Да, это проблема для полицейских. Но здесь им помогают камеры видеонаблюдения, которых всё больше появляется на дорогах. Из Центра оперативного управления (ЦОУ) могут связаться по радиосвязи с ближайшим патрульным экипажем, который может быстро догнать и остановить нарушителя, за передвижением которого следит оператор ЦОУ. Доказательством правонарушения будет видеозапись, а идентификацию водителя по удостоверению личности произведет полицейский из ближайшего патруля, остановивший нарушителя, – пока только так. Если же водитель скутера не имеет при себе удостоверения личности, не называет ИИН и т.п., то полицейский имеет право задержать такого водителя скутера за нарушение ПДД и доставить его в отделение полиции для установления личности.
Роман Масленников:
- Казахстан подписал Венскую конвенцию, и наши знаки и дорожная разметка, регулируемые и нерегулируемые перекрестки соответствуют международным стандартам, однако на практике у нас не происходит ничего, что могло бы регламентировать использование мопедов и скутеров, кроме советских правил, которые гласят: "До 49 кубов не нужно номеров". Ни "Сергеки", ни все то, что может у нас наказывать за нарушенния ПДД, не смогут выявитть нарушителя на скутере, даже если он сбил человека. Это касается и самокатов. К примеру, сбивает самокатчик условную бабушку, бабушка умирает, найти самокатчика невозможно. То же может касаться в некоторых случаях и водителей скутеров. Нередко такого рода происшествия не попадают в статистику ДТП, а регистрируются, как происшествия другого рода.
- Какую ответственность скутерист должен нести по закону, если он сбил пешехода?
Сергей Уткин:
- Ответственность такая же, как и у водителя любого другого механического транспортного средства (автомобиля, мотоцикла и т.п.), потому что скутер – тоже транспортное средство, а ответственность (административная либо уголовная) в зависимости от тяжести последствий предусмотрена для водителей любых транспортных средств.
Евгений Кубеков:
- Ответственность, предусмотренную законодательством, тут все зависит от ситуации и типа ДТП. Ответственность может быть как административной, так и уголовной. Это зависит от тяжести последствий ДТП.
- Должны ли отвечать компании по доставке, если их сотрудники – курьеры нарушают ПДД?
Сергей Уткин:
- Если курьеры работают по трудовому договору, то гражданско-правовую (имущественную) ответственность перед потерпевшими в случае ДТП несет компания-работодатель на основании ст.921 Гражданского кодекса. А ответственность в виде административного штрафа или уголовную ответственность несут непосредственно сами курьеры-нарушители.
Евгений Кубеков
- Нет, компании доставки тут ни при чем. Курьеры нередко нарушают ПДД на свой страх и риск. В этом случае они будут привлекаться к административной ответственности.
Как вела свой бизнес Айка-Бегемот, самая властная женщина в криминальных кругах Казахстана 2000
- Является ли нарушением ПДД переезд "зебры" на скутере, мопеде или электросамокате и прочих средствах индивидуальной мобильности?
Сергей Уткин:
- Конечно, ведь по пешеходному переходу водитель скутера должен передвигаться, как пешеход, сойдя со скутера и ведя скутер рядом с собой. Если же водитель управляет скутером как транспортным средством, передвигаясь по пешеходным переходам, он грубо нарушает ПДД. При этом к мопедам приравнены любые скутеры, электросамокаты и прочие транспортные средства с аналогичными характеристиками, под которые подпадают практически все средства индивидуальной мобильности.
Евгений Кубеков:
- Движение по тротуарам и обочинам запрещено в принципе, переезд пешеходного перехода наказывается штрафом в размере 2 МРП. Даже на велосипеде переезжать пешеходный переход запрещено, что говорить о других транспортных средствах? Отмечу также, что по велодорожкам мопеды двигаться могут и даже должны. Надо понимать, что мопед — это транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания, объём которого не превышает 50 кубических сантиметров, а его скорость не должна превышать 50 километров в час. Все, что превышает эти параметры, может считаться мотоциклом – а к мотоциклам уже другие требования.
По данным полиции, в Алматы только за первый квартал этого года в ДТП с участием скутеристов-мопедистов пострадали 198 человек, а один погиб…