Монетизация музыки, или Немного о законном вознаграждении

– Всего в Казахстане 7 авторских обществ, – рассказывает один из организаторов прошедшего 12 декабря общего собрания членов “Абыроя” Ринат Абдулхаликов. – Вначале многие из авторов, работающих в сфере музыкального искусства, были членами Казахстанского авторского общества. Выйти из его состава и создать в феврале 2010 года альтернативное авторское сообщество “Абырой” мы решили после того, как наше правление так и не нашло ответа на вопрос авторов, по какому праву им не выплачивают законное вознаграждение.

Теперь назрели вопросы и в “Абырое”. Его деятельностью недовольны как авторы, так и пользователи их произведений.

Первые – непрозрачностью в части выплаты вознаграждения, а другие – кафе, рестораны, торговые дома и салоны красоты – отсутствием помощи в продвижении музыки.

Сегодня сбором вознаграждения с них за использование музыки занимаются авторские сообщества. Но делают они это, увы, непрозрачно. Если выражаться совсем просто, то, по мнению одного из композиторов – членов “Абыроя” Темирлана Тулегенова, презентовавшего на днях новый проект по коммерциализации авторских прав – сервис фоновой музыки “БУБУКА”, общества больше занимаются мошенничеством.

– Это выражается в том, что, представляя интересы авторов, они не отчитываются перед ними, – утверждает он. – Это означает, что авторы, возможно, недополучают заслуженное вознаграждение, а кафе и рестораны сталкиваются с непонятной и часто неподъемной для их бизнеса финансовой нагрузкой. Ко мне давно обращались и те и другие – просили найти альтернативу авторским обществам. Надеюсь, что использование франшизы российско-американской компании “БУБУКА” станет выходом как для тех, так и для других. Эксперт рассказал, как долго может работать авторское право в Казахстане и кто на этом заработает

Кстати, Темирлан Тулегенов был одним из первых в Казахстане композитором, кто обратился в суд, отстаивая свои права на созданную им песню.

– Это был далекий-далекий 1996 год, – рассказывает он. – Там было так: дирекция международного музыкального фестиваля “Азия дауысы” выпустила сборник, где в числе прочих была указана моя песня “Ходжа Насреддин”, однако я не был указан в качестве автора. Песню между тем крутили на всех перекрестках и базарах.

Когда я обратился за разъяснениями к директору фестиваля Мурату Иргалиеву, то он мое авторство вообще поставил под сомнение. Пришлось идти в суд.

Закончилось все очень хорошо. Во-первых, я довольно быстро (всего за месяц) выиграл процесс. Во-вторых, обрел серьезную профессию. Я к тому времени в очередной раз бросил юридический факультет. Но, увидев в ходе спора с “Азией дауысы”, насколько это большая проблема – юридические вопросы, связанные с авторским правом, понял, что эта ниша совершенно пустая. И, наступив на горло своей музыке (я перестал писать песни), восстановился на юрфаке, а потом опять же достаточно быстро сделал, можно сказать, карьеру: защитил кандидатскую по авторскому праву и с тех пор занимаюсь вопросами монетизации творчества.

На очередном ежегодном собрании избрания нового авторского совета с учетом поднятых вопросов были приняты изменения в устав “Абыроя” по принципиальным моментам. Например, срок работы авторского совета с 5 лет сузили до одного года. По мнению Рината Абдулхаликова, это нужно для того, чтобы общество не застаивалось, а было постоянное движение вперед.

– Все изменения нацелены на предельную открытость, прозрачность, строгую отчетность и максимальное использование принципов демократии и выборности, – говорит он. – Одной из задач “Абыроя” является защита прав своих членов. То есть если где-то пиратским образом прозвучала музыка или где-то это не согласовано с автором, то последние могут прийти к нам за юридической помощью, и мы включаемся в этот процесс вплоть до суда.

АЛМАТЫ