19 марта, в день парламентских выборов, действующий премьер-министр Алихан Смаилов заявил, что возглавляемый им кабинет министров уходит в отставку. Он напомнил, что таково требование Конституции: перед вновь избранным парламентом правительство слагает полномочия и работает в статусе исполняющих обязанности до тех пор, пока не будет сформирован новый кабмин. Тогда же Смаилов подчеркнул, что кандидатуру премьера предлагает президент, а голосуют за него вновь избранные мажилисмены.
Какую оценку можно дать работе действующего правительства, и насколько решение об отставке можно считать правильным и справедливым? Какой кабмин нужен Казахстану с учетом сегодняшний реалий, проблематики и вызовов? Сыграет ли при новых назначениях министров тренд на омоложение? Стоит ли ждать, что на смену представителям старой школы придут более молодые политики?
Отечественные политологи поделились своим мнением об этом с корреспондентом медиапортала Caravan.kz.
«На самом деле было очевидно, что кабмин подаст в отставку — это закономерный итог и с точки зрения справедливости, и согласно Конституции нашей страны, - обозначил политолог Ислам Кураев. - Кабинет министров во главе с Алиханом Смаиловым практически не справился с задачами, поставленными президентом Токаевым.
Новый кабмин может остаться таким же, более существенный вопрос завязан на ключевой фигуре — новом премьер-министре. На мой взгляд, правительству нужен такой руководитель, который будет хозяйственным и умеющим выстраивать работу между министерствами, быть эдаким связующим звеном. Прошедший год показал, что у нас имеет место некоторый разлад, и, возможно, Алихану Смаилову не хватило опыта на этом посту. Надо учитывать и тот фактор, что он относительно молод, а потому в политической карьере у него наверняка все еще впереди. В мажилис войдут сразу две бизнес-партии: что происходит
На мой взгляд, на посту главы кабмина нужен более зрелый и медийно значимый человек, чтобы его действия так или иначе обсуждались, принимались к сведению, а не оставались предметом кулуарных обсуждений.
Мы постоянно говорим об омоложении. Но надо понимать, что молодой — не есть хороший, прогрессивный и умный. А старый и пропахший нафталином — не есть плохой. Здесь все зависит от конкретного человека. Если он понимает свою работу, имеет слаженную команду и правильный подход, верное видение и способность решительно действовать в кризисных ситуациях — то, думаю, такой министр будет определенно полезен на своем посту вне зависимости от возраста. Есть у нас и молодые министры — например, глава Минцифры Багдат Мусин, который вроде бы неплохо справляется со своей работой. Есть и достаточно зрелые представители в министерствах, которые работают достаточно давно и также показывают успехи».
«Важно отметить, что работа действующего правительства выпала на беспрецедентно трудные времена, - в свою очередь обозначил политолог и экономист Ануар Бахитханов. - Сначала пришлось восстанавливать города и бизнес после трагического кантара, затем война России с Украиной нанесла сильный удар по нашей экономике, а в условиях санкций против РФ проблема импортозависимости Казахстана стала еще более явной. При действующем правительстве инфляция достигла рекордных показателей — по итогам 2022 года она превысила 20 %. Проблема со стабилизацией цен на продукты, авария на КТК, аварии на ТЭЦ в Экибастузе и Риддере — в свете столь глобальных проблем и назревших болевых точек становится ясно, что нам нужно правительство, которое ставит во главу угла прозрачность, подотчетность и оперативное управление.
Говоря о действующем премьер-министре, можно обратить внимание на то, что он — достаточно компетентный специалист, политик с белой репутацией и достаточно открытый — эти качества являются жизненно важными для главы правительства. Но опыт и твердость также имеют решающее значение, и этого, на мой взгляд, Алихану Смаилову как раз таки не хватает. Поэтому премьер-министр должен обладать всеми этими качествами, чтобы быть эффективным. Но не будем исключать и такого варианта, что Алихан Смаилов, проведя работу над ошибками, все же может остаться при своей должности. «Он вообще был в наших аулах?»: назначение 27-летнего вице-министра удивило казахстанцев
Тренд на омоложение в политических рядах может быть позитивной тенденцией, поскольку приносит свежие перспективы, новые идеи и энергию на политическую арену. Возможно, в будущем кабинете министров в Казахстане произойдет некоторое омоложение, но это, конечно же, не должно быть единственным критерием для отбора министров. Преимущества наличия более молодых министров включают свежий взгляд, технологическую грамотность и лучшее понимание потребностей и чаяний молодого поколения. Однако потенциальные риски включают отсутствие опыта и знаний, что может привести к принятию неверных решений. Опыт, знания и глубокое понимание управления также являются важными качествами, которыми должны обладать политики. Поэтому возраст не должен быть единственным критерием выбора министров и политиков.
Вообще само по себе разнообразие в политических рядах имеет решающее значение для продвижения инклюзивной и эффективной политики. Наличие разношерстной группы министров и политиков, включая женщин, представители меньшинств и молодежь, может привнести различные точки зрения, опыт и идеи. Это разнообразие может привести к разработке политики, которая лучше отражает потребности и настроения различных слоев социума. Поэтому важно стимулировать тренд на разнообразие в политике, чтобы укреплять демократию и поощрять инклюзивное управление».