Молодо – не зелено

Помимо ридинга, Неделя включила в себя также показы двух спектаклей – “Легкие люди” школы-студии театра “АРТиШОК” и “Фантазии – и только?” бишкекского театра-клуба “Место Д…” – современную вариацию известной пьесы Аллы Соколовой “Фантазии Фарятьева”, написанной в середине 1970-х.

Если о “Легких людях” мы уже писали (см. “Спектакль для взрослых” – №1 от 2 января), то на постановке “Фантазии – и только?” стоит остановиться подробнее. Несмотря на более чем 30 прошедших лет, пьеса Соколовой ничуть не устарела. Тем более бишкекцы ее грамотно секвестировали, “убрав все ненужное” (читай – устаревшее) и “оставив все нужное”. Кроме того, существенно урезана роль Фарятьева, что тоже разумно: режиссером и одновременно исполнителем главной роли является один человек – Сергей Лысенко. А совмещать две творческие ипостаси в одном спектакле непросто.

В итоге получилась очень хорошая для режиссеркого дебюта постановка. Может быть, еще не крепко сбитая, с чрезмерным количеством музыкальных вставок (явно лишней показалась, например, песня Fever), с яркими вспышками у всех актеров, правда, и с неудачными сценами также у всех. Но спектакль нужный и актуальный. Спектакль о человеческом одиночестве и одновременно эгоизме, о фантазиях, которые мы сами себе придумываем и в которых сами же живем.

Театр в буфете

Идея создать свой театр, “Место Д…”, появилась у шести студентов Кыргызского института искусств им. Б. Бейшеналиевой более года назад. Они представили в Швейцарское бюро по сотрудничеству в Кыргызстане два проекта. Первый – Школа актерского мастерства, в которой по итогам мастер-классов режиссера “АРТиШОКа” Галины Пьяновой был создан спектакль “Маршрутkastan, или Здесь я только пассажир”, играющийся… в автобусе. Второй – “Фантазии – и только?”.

Мы поговорили с режиссером этого спектакля Сергеем Лысенко.

– Сергей, на программке посвящение Марку Вайлю…

– Да. Дело в том, что в 2005 году я учился в Лаборатории молодых режиссеров при ташкентском театре “Ильхом” и еще там взял для работы пьесу Аллы Соколовой. А когда мы готовили в Бишкеке спектакль, случилось это трагическое событие… (Основатель и художественный руководитель “Ильхома” был убит в Ташкенте в сентябре 2007 года накануне открытия нового сезона и премьеры своего спектакля “Орестея”. – Д. М.)

– “Место Д…” – молодой негосударственный театр. У вас есть своя сцена?

– Когда в Русском драмтеатре имени Ч. Айтматова произошли изменения, нам выделили площадку, чему мы, естественно, очень обрадовались. В драмтеатре есть и основная, и малая сцена, но наша площадка еще меньше (смеется). Зато совершенно отдельная. Там раньше был… буфет, а еще раньше – студия при театре. Так что все возвращается на круги своя.

– Между вашим театром и государством существует какой-то взаимный интерес?

– Скажу так: когда мы “собирали пожертвования” для поездки на фестиваль High Fest в Ереван, государство в лице администрации президента выделило энную сумму, которая очень помогла. В итоге мы все-таки собрали требовавшиеся 10 тысяч долларов. Может быть, для Алматы это небольшие деньги, но для Бишкека…

– Что означает “Д…” в названии театра?

– А это мы специально сделали. Вы сами как думаете?

– Наверное, что-то вроде “Место для…” – спектакля, импровизации, встречи…

– По сути, верно. Для нас это в первую очередь место действия. Но оно может и легко трансформироваться – в место дискуссии или даже драки.

Дмитрий МОСТОВОЙ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)