Молодежная политика в области религии

Не в последнюю очередь это связано с известными событиями 2011-2012 годов. Напомним, в тот период в стране прокатилась волна разного рода инцидентов, когда приверженцы радикальных религиозных движений совершили ряд громких террористических актов., передает Caravan.kz.

Например, сильный резонанс вызвал теракт в городе Тараз, когда сторонник радикальных религиозных идей М.Кариев вступил в перестрелку с сотрудниками правоохранительных органов. Тогда в общей сложности погибли восемь человек, включая двоих мирных жителей. Помимо этого имели место и другие происшествия, также приведшие к человеческим жертвам.   

Подобная ситуация в некотором смысле стала шоком как для государства, так и для населения. Хотя нельзя сказать, что до вышеуказанных событий республика совсем не сталкивалась с угрозой терроризма. В принципе на сегодняшний день ни одна страна в мире не застрахована от данной проблемы. Но, тем не менее, казахстанским властям в прошлом всегда удавалось предотвращать противоправные акты террористов. Таким образом, сложившаяся в начале этого десятилетия картина виделась неким вызовом для государства. Естественно, что за этим незамедлительно последовала реакция со стороны правительства. В этом отношении одним из механизмов противодействия терроризму стало внесение законодательных изменений, главным образом направленных на регулирование работы религиозных движений и организаций в Казахстане.

Кроме того, власти параллельно начали уделять внимание борьбе с причинами проблемы. И здесь, важно подчеркнуть, реализация данной задачи была тесно увязана с проведением эффективной молодежной политики. В принципе такая постановка вопроса является естественной. Как показывает мировой опыт, в своем большинстве именно молодые люди вовлекаются в радикальные религиозные организации. Анализ террористических актов на территории Казахстана также выявил подобную закономерность.     

Есть множество объяснений подобного явления. Во-первых, в любые времена и в любых обществах молодежь всегда была и до сих пор является наиболее активной частью населения. Во-вторых, общераспространенным фактором привлекательности радикальных религиозных идей для молодежи представляется относительно неблагополучное социально-экономическое положение данной категории граждан, что особенно характерно для многих современных мусульманских обществ. 

В-третьих, в казахстанских условиях есть своя собственная специфика. Речь идет о продолжающейся довольно высокими темпами урбанизации республики, где главным источником выступает миграция из села в город. Надо сказать, что в данный процесс в основном вовлечены казахи. В силу исторических обстоятельств так сложилось, что большинство казахского населения до распада СССР проживало в аулах. После обретения независимости и отменой советского института прописки началось массовое переселение казахов в городские местности. Этому процессу в определенной степени способствовала свойственная к девяностым годам тяжелая экономическая ситуация в стране.

Хотя на сегодняшний день приток сельчан идет в значительно меньших масштабах, в том числе благодаря улучшению экономического положения жителей аула, тем не менее, миграция из села в город продолжается. Одним из факторов этого выступает относительно высокое демографическое воспроизводство в сельских местностях, что выталкивает лишнее население из аулов. Однако в свою очередь города объективно не могут экономически адаптировать всех новых переселенцев, главным образом это касается создания рабочих мест. Кстати, именно относительно высокие темпы рождаемости, соответственно, высокая доля молодежи среди общего населения, видится одним из факторов социально-экономических трудностей молодежи в мусульманских странах. В итоге молодые мусульмане становятся уязвимыми перед пропагандой радикальных религиозных идей.               

Еще одним важным моментом является структурная особенность восточных социумов, к которым относится и казахское общество. Здесь главным образом речь идет о распространенности в восточных обществах общинного сознания, характерной чертой которого является доминирование групповых интересов над индивидуальными интересами. В подобных условиях индивид склонен идентифицировать себя с определенной группой. Таким образом, после переезда в города, бывшие сельские жители пытаются воссоздать тот привычный для них формат жизни. Они ищут новую групповую идентичность. В этом отношении принцип религиозной общины в исламе становится привлекательным для мигрантов, которые в своем большинстве состоят из казахов. Учитывая, что на это накладывается социально-экономический фактор, радикальные религиозные движения со своими идеями о всеобщей справедливости видятся некой альтернативой в глазах молодых мигрантов.

В связи с вышесказанным от правительства требуется соответствующая работа. Во-первых, на повестку дня выходит вопрос государственной пропаганды. С этой точки зрения важной представляется идеологическая конкуренция. Естественно, данная задача предполагает создания общей стратегии по борьбе с деструктивными идеями различных радикальных религиозных движений. С другой стороны, правительству следует продолжать работу по улучшению социально-экономического положения молодых граждан. На сегодняшний день действует множество государственных программ, где целевой аудиторией как раз выступают молодые казахстанцы.               

В-третьих, властям необходимо сделать упор на решении проблемы социализации молодежи, в особенности сельских мигрантов. В целом понятие социализация тесно связано с концепцией интеграции. Иначе говоря, молодые люди, не должны замыкаться в своих проблемах в рамках городской среды. Подобная ситуация часто встречается среди сельских мигрантов. Как известно, в исламских обществах проблема религиозного экстремизма в большей степени свойственно именно урбанистическим центрам. В некотором смысле это объясняется с вышеупомянутым доминированием общинного сознания. После переезда в город молодой мигрант теряет связь с прежней группой. В итоге новые горожане ищут форматы, которые воссоздают прежние принципы взаимоотношений. Таким образом, религиозные группы становятся привлекательным ориентиром с точки зрения новой коллективной идентичности.

Между тем нельзя выделить один из факторов в качестве наиболее значимого в плане борьбы с религиозной радикализацией молодежи. С одной стороны, вопрос улучшения социально-экономической ситуации молодых граждан видится весьма важным механизмом урегулирования данной проблемы. В то же время не стоит недооценивать фактор идеологической пропаганды. В современных условиях массовой информатизации разъяснительная работа приобретает огромную ценность. Однако в этом случае казахстанскому государству необходимы новые подходы, отличающиеся от советского периода.

В основе государственной пропаганды в том числе должны быть идеи национального патриотизма и продвижения консервативных идей. В последнем случае подразумевается пропаганда на усиление роли исторического традиционного ислама в казахском обществе. В общем смысле государству необходимо поддерживать социализацию молодежи. В то же время социализация должна совпадать с процессом модернизации.

В целом, важно подчеркнуть, что государство с помощью различных механизмов решает эти и другие задачи. Например, здесь можно вспомнить реформы в законодательной сфере. В прошлом радикальные религиозные организации и их проповедники в некотором смысле чувствовали себя вольготно в Казахстане, они были свободны в своих действиях. Однако сейчас власти взяли эту сферу под контроль.

В свою очередь политика руководства республики показывает, что Казахстан как светское государство нацелен на модернизацию и прогресс. Однако в то же время для государства все его граждане имеют значение, в том числе религиозная часть населения. Но здесь важно, чтоб религиозность не переходила в радикальный формат. В данном контексте необходимо оставаться в рамках духовной практики. В той или иной степени радикальные организации всегда ориентированы на некую архаику. Тем временем в современном мире в условиях весьма жесткой конкуренции между странами, ни в коем случае нельзя отставать, особенно для мусульманских обществ.     

Таким образом, основная задача государства заключается, с одной стороны, в обеспечении модернизации и прогресса общества, с другой, в сохранении религиозных прав собственных граждан. В данной ситуации эти два фактора являются взаимодополняемыми с точки зрения долгосрочной стратегии государства. Реализация указанной задачи опирается прежде всего на молодых граждан. Поэтому молодежная политика властей в области религии является неким фундаментом всей этой конструкции.        

Автор: Нуриддин Султанмуратов