Тогдашние дети лидеров правящей верхушки, дипломатов и людей со связями - вот кого называли золотыми, подразумевая большие возможности при минимуме усилий. Сейчас термин видоизменился, но интересным, как явление, быть не перестал.
Зарисовка: "Вечер. Модный ночной клуб. У входа - огромный "Хаммер" и блестящий "Бентли". На пуфиках и диванах развалилась группа молодых людей обоего пола в одежде от ультрамодных дизайнеров. В основном, Дольче и Габбана, увешенные блестками и дорогими камнями. Одежда, кричащая: "Я из высшего общества, я бомонд". Они болтают, целуются, пьют коньяк и коктейли. Где-то позади ждут вечные телохранители".
Примерно такую картину можно представить, когда спрашивают, что такое "золотая молодежь". Счастливые детки богатых родителей, которые тусуются, учатся, отдыхают, в общем, сорят деньгами. Они - бесшабашные и избалованные хозяева жизни. Однако как бы это странно не звучало, многие в среде молодежи больше не считают таких представителей якобы золотника золотыми. Может, только чуток позолоченными. Аки бижутерия.
Их сверстники все чаще употребляют такие слова как "мажоры", "снобы" или даже "дебилы". Рвения быть причисленными именно к такой категории, картину которой мы нарисовали ранее, не заметно. Все больше открещиваются. Считают это скорей оскорблением, чем указанием на привилегированность. Так что же изменилось?
Мажоры
"Золотая молодежь" родом из Страны Советов. Появился этот термин еще в те давние времена, когда многое становилось доступным лишь очень ограниченному количеству людей. Детям партийных чиновников, дипломатов, деятелей торговли и так далее. Тем, кто имел доступ к дефицитным благам большой советской родины: новым румынским стенкам и стекленным дачам, партийным "волгам" и "чайкам". Они одевались в модные западные вещи, слушали пластинки заграничных групп, курили недоступные "Мальборо".
Сегодня представители этой касты не изжили себя, а даже пополнили ряды детьми президентов, "рублевскими женами" и прочими родственниками крутых дядь. Бытует мнение, что мажорами не становятся, ими рождаются. Так и было при СССР, поскольку очень уж долгое время многое было доступно лишь единицам.
Не очень умные
Эта категория возникла как раз тогда, когда Союз великий и нерушимый прекратил свое триумфальное существование. Дорога к большому и легкому бизнесу и капиталу открыла двери новорусскому молодняку. Они получили все, что общество считало привилегией. Деньги, машины, дипломы МГИМО, но главного взять не далось - счастья, уважения, признания заслуг и ума.
Может быть, потому и не продержалось такое поколение долго. Очень уж быстро это понятие изжило себя. "Дефицита" больше нет, а потому выделиться на общем фоне стало труднее.
Время денег прошло очень быстро. Люди как-то сразу поняли, что ценно в человеке. Компании с западными идеалами, куда рвались многие представители молодежи в поисках признания, приличных денег и имиджа, не принимали трудоустройства по звонку, как было в Союзе. Да и законы стали жестче. Сегодня у твоего папы есть деньги, а завтра - нет. И вокруг нет друзей, а только завистливые взгляды недоброжелателей.
На смену им пришло время другой, по настоящему золотой молодежи. В том плане, что "не дитя, а просто золотце".
Интеллигенты
На смену этим двум категориям пришла молодежь с мозгами. Нет, желание иметь много денег никуда не делось. Пришла необходимость научиться их зарабатывать, причем собственными силами и умом. И здесь одних только денег не достаточно. Ведь сегодня никого уже не удивить кредитной карточкой, возможностью отдыхать за границей или дорогими вещами. Гораздо более важен способ того, как этого достичь.
В общем, это совершенно новый гибрид, появившийся в результате изменения общественного и государственного строя, ценностных приоритетов и веяний времени. Так сказать, молодежь "высшей пробы". Приятные молодые люди и девушки, которые умеют и знают, как себя подать. Они коммуникабельны, предупредительны, вежливы и воспитаны. В них есть харизма!
Немаловажно - вкус и умение разбираться в вещах. Они чувствуют стиль, имеют "свое Я". Это люди образованные и интеллигентные, а не просто "протиратели" штанов за партами Оксфорда или Сорбонны. Потому за бокалом дорогого вина запросто смогут предаться милой болтовне на самые разные темы и будут одинаково подкованы по вопросам внешней политики Уганды или грамматики китайского языка. Таких представителей золотой молодежи, не задумываясь, берут на работу в престижные компании ввиду их недюжинных личностных и деловых качеств.
Зачастую работодатели замечают этих "смышленышей" еще в середине учебы. Они видят аналитические способности, креативность, умение находить решения в трудных ситуациях, вести деловые переговоры, ладить с людьми, способность излагать свою точку зрения и убеждать, а также лидерские качества. К ним тянутся, потому что они обаятельны. Такими отчасти стремятся быть многие...
На практике
Но это в теории. Советское прошлое дает знать о себе. Мнений много. Кто-то до сих пор не воспринимает золотую молодежь положительно, и где-то с ним нельзя не согласиться. Кого-то относят к этой самой категории, и он этому не рад. Для кого-то это просто явление, такое же социальное, как и наркомания, к примеру. А кто-то гордится.
Анна, 23, начальник отдела по управлению качеством, всего добилась сама, относится к золотой молодежи вполне адекватно. "Единственное, чего не люблю, так это дешевых "понтов". Жаль, что они бывают у многих. Считаю, что таким образом себя ведут в основном глупые и очень молодые подростки с деньгами.
Среди золотой молодежи есть очень хорошие, целеустремленные, умные и достойные. С ними я общаюсь. Но не с глупцами. Их я просто игнорирую. А если честно, меня почему-то к этой самой молодежи и относят (правда, не знаю, почему), и моего друга тоже (друг Ани - футболист). У нас много подобных знакомых, часто бываем на "золотых" вечеринках. Но все же всегда остаемся при своем мнении. Когда ты такой, как они (одет, обут, все стильно, модно, на машине), тогда ты свой, тебя принимают. А вот если все не так, тогда даже разговаривать не станут".
Тимур, 24, IT Инженер, связывает понятие "золотая молодежь" с вечным достатком и отсутствием проблем в жизни. "Для меня золотая молодежь - не обремененные интеллектом подростки, которые недостаток ума и воспитания с лихвой покрывают обилием денег, которым они не знают цены. Отсюда и вытекает их полная беспредельность, чувство безнаказанности, стойкая уверенность в том, что им позволено все и вся, попирательство норм и законов общества.
Общаются исключительно с себеподобными, считают себя элитой общества. Мнимое превосходство проявляют демонстративно. Но я думаю, это рассчитано на таких же молодых и не обиженных природой по части ума, ребят. Сознательные молодые люди давно перестали обращать на них внимание и просто воспринимают как данность. Конечно, это не клише! Не ярлык на всех обеспеченных молодых людях. Бывают и очень приятные исключения. Но, увы, пока, только исключения".
Бибигуль, 23, журналист, считает, что понятие "золотая молодежь" деформировалось, но не изменилось. "Теперь это не только дети чиновников, но и бизнеса в прямом смысле слова! Как и раньше, сейчас детки новых русских, казахов и представителей других национальностей ездят на дорогих тачках, сидят в кабаках и никуда не торопятся, предпочитают итальянцев, в частности, Дольче, потому что именно эта одежда навязчиво характеризует своего обладателя: "я дорогой и откровенно сексуальный".
Однако, среди таких мажоров много умных ребят, которые заканчивают Гарвард "на отлично". Ведь мажорство не предполагает отсутствие культуры, хотя недостаток воспитания и вседозволенность не раз порождают бескультурье. Я отчасти тоже отношусь к ним, и мои друзья тоже. И не вижу в этом ничего постыдного".
Да и собственно чего стыдиться-то?! Вы умны, добились всего собственными силами, заслужили уважение? Тогда вам просто нет никакой разницы, как и кто вас называет.
Вы уверены в себе и прекрасно знаете, что пересуды - от чрезмерной завистливости. В конце концов, блага у вас, а не у тех, кто судачит. Хотя вы скорее исключение из общего правила. Пусть хоть это вас радует.
Все-таки недаром сложился стереотип "золотая молодежь" - люди без царя в голове, тускло поблескивающие, да и то благодаря возможностям родственников. Большинство представителей оной знакомо нам из газетных хроник, телешоу, скандалов и слухов, недалеких от реальности. Нельзя же все списать на происки папарацци. Пиарщики многих звезд намеренно создают ареал позолоченности для улучшения продаваемости и подъема рейтингов.
Каждый выбирает свой путь сам. И кем вам быть: настоящим драгоценным металлом или так, имитацией - ваше личное дело…