Молодежные объединения и властные структуры Кентау всерьез задумались, какие меры можно противопоставить распространению религиозного фанатизма и экстремизма в молодежной среде.
Пока додумались до главного - проявлять как можно меньше бюрократии в этой работе.
В Кентау деятельности религиозных организаций экстремистского толка явно проявилась уже к середине 90-х годов.
Первой в поле зрения органов попали члены так называемой партии "Хизб-ут-Тахрир", ставящей своей конечной целью создания "Государства Халифат", где вся жизнь будет строиться исключительно по законам шариата.
Партия "Хизб-ут-Тахрир" объявлена незаконной во многих государствах, однако в Казахстане пока еще остается на положении "официально не признанной религиозной организации".
Впоследствии органы правопорядка, прокуратуры и КНБ выявили и пресекали еще целый ряд религиозно-общественных объединений, деятельность которых, мягко говоря, не совпадала с нормативами и законами нашего государства.
Так в частности были лишены лицензии на право образовательной деятельности детская гимназия для девочек "Мерси" и Южно-Казахстанская гуманитарная академия, которые финансировались кувейтским "Обществом социальных реформ Истлах".
Прекращена работа благотворительного фонда "Ибрагим бин Абдулазиз аль-Ибрагим", основной задачей которого, как выяснилось, было распространение идей ваххабизма. Показательными остаются и факты незаконной деятельности приверженцев "Хизб-ут-Тахрира".
Здесь и подпольное издание, и распространение религиозно-экстремистской литературы, и попытка организовать массовые акции протеста по религиозным мотивам, и откровенно криминальное хранение оружия и боеприпасов, найденных у одного из руководителей подпольной ячейки.
Только за этот год в Шымкенте и Кентау состоялось уже свыше десяти судебных процессов над руководителями и активистами этой организации. Однако, по мнению всех официальных структур, выявленные факты остаются лишь малой частью реально сложившейся обстановки.
Причем особую тревогу вызывает нацеленность религиозных экстремистов на молодежь, в среде которой и набираются приверженцы и исполнители "радикальных идей". Заметим, что из 20 осужденных в ЮКО "хизбутовцев", пятнадцати не исполнилось еще и 25 лет.
Сейчас, по мнению ответработников казахстанского молодежного идеологического фронта (а таковыми на сегодня, по сути, являются департаменты по делам молодежи, организованные при каждом районном и городском акимате), ситуацию уже невозможно регулировать лишь такими однозначными мерами.
Более того, карательные способы могут привести к обратным результатам - созданию образа "мучеников за веру". Который, кстати, апологеты "Хизб-ут-Тахрира" уже прекрасно используют.
Чтобы пресечь эту тенденцию, необходимо выяснить причины, способствующие вовлечению молодежи в среду религиозных фанатиков - такую задачу поставили перед собой работники кентаусского управления по делам молодежи, а также кентаусский центр молодежных инициатив.
А главным критерием в своей совместной работе определили количество молодых "хизбутовцев", которые в результате откажутся от экстремистских убеждений. И, хотя подобная работа только началась, некоторые выводы, сделанные кентауссцами, довольно показательны. Так, например, некоторая часть инициативной группы молодежи не связывает рост приверженцев религиозного радикализма с отсутствием "монопольной идеологии", существовавшей в советское время.
Много уже сказано слов о том, что с упразднением комсомола и пионерии казахстанская молодежь оказалась в некоем идеологическом вакууме. Можно было бы с этим и поспорить, считают в Кентау - все-таки в стране достаточно широко проводятся всевозможные интеллектуальные кампании (тот же "лидер 21 века" и пр.), опять же не наблюдается дефицита в политических и общественных молодежных организаций. Да и бесплатные спортивные секции для молодежи хоть пока и не в избытке, но имеют явную тенденцию к возрождению. То есть структуры, способные "с головой" увлечь действительно активную, думающую и ищущую часть молодежи, в Казахстане имеются. Рискнем предположить даже, что и в эпоху "развитой пионерии" (когда с идеологией в молодежной среде, по официальным понятиям, было все в порядке) процент активных подростков не превышал процента нынешних казахстанских "яппи", успешно реализующих себя в современных условиях без всякой навязываемой сверху идеологии.
Что же касается "остатка" - то есть мальчиков и девочек, оказавшихся в силу тех или иных обстоятельств вовлеченными в антисоциальные, а то и откровенно противозаконные сферы, то и в советское время таковых "трудных" подростков хватало.
Но если прежние "ура-идеологи" предпочитали оставить таких проблематичных отроков на долю инспекции по делам несовершеннолетних или милиции, то кентаусские власти и общественные движения видят в них главный объект своих усилий.
- Деятельность религиозных "миссионеров" усиливается, - говорит Мавлан Идрисов, член инициативной группы, - в частности руководители подпольных организаций уже требуют и от своих молодых учеников находить новых приверженцев, вести пропаганду идей среди своих знакомых и сверстников на бытовом уровне. Здесь-то наши студенты и школьники и могут определить, так сказать, предмет своей работы. Естественно, ни о каких карательных мерах не может быть речи.
- В первую очередь нужно обеспечить индивидуальный подход, - говорит Фанзитля Ханова, учитель школы № 16 г. Кентау,- добиться, что бы еще на первичном этапе молодой человек, оказавшийся под прицелом религиозных радикалов, не остался один на один с ними. И такая работа по силам именно общественному молодежному движению. Хотя наверняка, в дальнейшем нам понадобиться и помощь профессиональных психологов, и юристов, других компетентных органов.
Примечательно, но как такового членства в молодежном "антирадикальном" движении Кентау не планируется. Хотя его инициаторы уже провели в Кентау своеобразный митинг протеста против терроризма и религиозного экстремизма, на который собрались сотни студентов, учащихся и старшеклассников школ Кентау.
Хочется верить, что кентауссцам хватит энергии, такта, таланта и здравого смысла, чтобы занять достойное место в жизни, где нет места экстремизму, фанатичности и крови.