Мода на бренд "халал"

Термин "халал" в переводе с арабского означает "разрешенный", "дозволенный" канонами Ислама. В широком смысле этим понятием мусульмане руководствуются во всех жизненных ситуациях: культуре питания, выборе источников дохода, торговле, манере одеваться, общении.

Халал во взаимоотношениях - это добропорядочность, уважение, любовь, забота, достоинство, честность и скромность, в питании - отсутствие вредных, запрещенных исламской религией ингредиентов и экологичность пищи.

В современном мире халал перестал быть только религиозным вопросом, крепко пустив корни в сферу деловых отношений. Исламский стандарт качества жизни становится глобальной маркой качества при производстве товаров и услуг во многих странах. В последние годы бренд "халал" активно используется в таких сферах, как пищевая промышленность, фармацевтика и косметология, образование, здравоохранение и сектор услуг.

Деловая религия
По оценкам экспертов, индустрия халал переживает времена подъема. Согласно данным Всемирного банка, этот рынок на сегодняшний день оценивается в $693 млрд, а его ежегодный рост приближается к 25%.

Пока пальма первенства в производстве товаров и услуг стандарта халал принадлежит исламским странам. Однако, по оценкам экспертов, "духовный бизнес" все активнее развивается в немусульманских государствах, в которых хорошо развиты глобальные дистрибьюторские каналы.
По данным малазийского издания Halal Journal, на сегодняшний день 16% всемирного рынка продуктов питания - это халяльный товар. Львиная доля объема мясной продукции, которую экспортируют Аргентина и Бразилия, идет под маркой халал.

Большая часть халяльного куриного мяса поставляется в Саудовскую Аравию также из Бразилии, где производство по нормам шариата поставлено на широкую ногу. Самым крупным в мире поставщиком халяльной баранины является Новая Зеландия.

Пищевая промышленность - это "сердце" индустрии халал, которая, благодаря этому факту, процветает даже во время кризиса. Такие крупные мировые компании, как Tesco, McDonald's и Nestle постоянно расширяют свои предложения для мусульман. На сегодняшний день, по неофициальным данным, они контролируют около 90% всемирного халяльного рынка. Голландские власти из экономических соображений в крупнейшем порту Европы - Роттердаме, построили специальные склады для халяльных продуктов питания. Там созданы возможности для хранения импортируемых товаров отдельно от алкоголя и свинины.

Годовой оборот европейского рынка халяльных продуктов питания сегодня оценивается в 47 млрд евро. Мусульманское население "старого света" составляет порядка 52 млн человек, а по некоторым прогнозам его численность удвоится в ближайшие 20 лет, что сделает эту нишу весьма и весьма привлекательной.

Например, в Париже халяльные рестораны становятся неотъемлемой частью кухни. Такие заведения ничем не отличаются от традиционных: тот же интерьер, та же атмосфера, и даже те же французские блюда, только с соблюдением стандарта халал. В таких ресторанах готовят блюда из халяльного мяса и не используют животные жиры, а также не подают алкоголь. По словам владельцев заведений, 90% поставщиков - французские фирмы, продукция которых прошла "сертификацию" в парижской мечети. А основные посетители - французы-мусульмане, работающие в деловых районах города, которые предпочитают посещать фешенебельные рестораны, не идя против религиозных норм.

Активно развивается этот рынок в США - также в связи с ростом мусульманского населения. За последние пять лет объем продаж халяльного мяса таких крупных американских компаний, как ConAgra, Tyson, Oskar Mayer и т.д., увеличились на 70%. Более того, линейка халяльных продуктов все время расширяется, охватывая сети питания для государственных и частных школ, авиапитание и производство полуфабрикатов.

Халал становится новым кумиром финансового мира и рынка услуг. Активное проникновение исламского банкинга популяризировало халяльный стандарт в сфере недвижимости, страхования, модной индустрии, косметологии и прочее.

В конкурентной борьбе производители постоянно выводят на халяльный рынок все новые продукты и услуги. Фармацевтические компании, такие как Principle Healthcare (Великобритания) и Duchesnay (Канада), продают халал витамины, в которых нет желатина или других животных продуктов, запрещенных исламом. В странах Персидского залива существует целый ряд строительных компаний, которые проектируют отдельные для посещения мужчин и женщин SPA-салоны, бассейны и т.д. Парфюмерные и косметические компании разрабатывают целый ряд халяльной косметики: крема в этом случае не содержат спирта, а губная помада производится без использования животного жира.

Развивающаяся мусульманская индустрия использует всемирный экономический кризис, чтобы привлечь новых клиентов и среди представителей других религий. Например, в халяльных гостиницах сети Jawhara Hotels 60% клиентов - не мусульмане, которых привлекает спокойная и семейная обстановка. Голландская компания Marhaba, продающая халяльные печенье и шоколад, сообщает, что четверть потребителей, также исповедующие другие религии, заботятся в данном случае не о религиозных нормах, а о безопасности еды.

Передовые сторонники индустрии халал уже разрабатывают бизнес-планы по производству автомобилей, мебели, бытовой техники - все в соответствии с нормами самой молодой религии мира.

Халал по-казахски
Стоит отметить, что вопрос изготовления халал продукции в Центральной Азии возникла еще во второй половине XX-го века. Тогда, в условиях советского союза, мусульманское население, в основном проживавшее в сельской местности, самостоятельно обеспечивало себя всем необходимым, однако после массовой миграции в города проблема стала острее.
Городские магазины тех лет практически не продавали подобную продукцию. Коренным образом ситуация изменилась лишь спустя десятилетия, уже в современном Казахстана. В начале 2000-х годов страна стала вводить международные стандарты халал.

На сегодняшний день в нашей республике проживает более 10 млн мусульман, принадлежащих более чем к 26 национальностям. Такое количество мусульманского населения, безусловно, стимулирует рост рынка продуктов халал.
Наиболее активно сегодня в этом направлении развивается пищевая промышленность: сертификаты на производство халяльной продукции имеют более 500 предприятий по всей стране. Лидерами этого рынка являются предприятия Алматы и Алматинской области.

Одной из первых казахстанских компаний, получивших сертификат "Халал", стала птицефабрика "Алель Агро". На птицеферме используются корма, в которых содержатся исключительно растительные компоненты, без примесей рыбной и мясокостной муки. Более того, мясо кур не инжектируется, то есть курам не вводят протеин и другие вещества, способствующие росту. Помимо этого, на птицефабрике соблюдаются правила забоя и особая процедура спускания крови, которая совершается в соответствии с религиозными канонами.

По информации заместителя председателя правления "Алель Агро" Арыстана Абдурахманов, пять фабричных рабочих в настоящее время обучаются на бесплатных курсах, которые проводит комитет по халалу. В программе обучения - правильный забой скота, спускание крови, а также чтение намаза.

Совсем недавно, по сообщению отдельных СМИ, в Казахстане началось производство "халяльной" питьевой воды. Суть в том, что жидкость очищается и разливается в бутылки под чтение сур Корана.

Между тем, отмечают другие игроки пищевого рынка халяль, издержки на производство подобной продукции выше. "В таком производстве запрещается использовать вредные вещества, жиры животного происхождения и различные вредные добавки и разрыхлители. Обычно натуральные продукты стоят дороже. Примером также может послужить колбасная продукция. Халалная колбаса дороже обычной, потому что цены на курдючный жир на порядок дороже свиного сала", - рассказывает в беседе с "МБК" директор пекарни "Каусар-нан" Ералы Байназаров.

Компании сферы услуг, выстраивающие бизнес по нормам шариата, пока не столь многочисленны, однако исламские принципы работы с каждым годом охватывают все больше секторов.
В Казахстане в согласии со стандартом халал работают гостиницы, SPA-салоны, автошколы, банки, медицинские учреждения. Основной принцип предоставлении услуг в этих заведениях заключается в определенных правилах поведения персонала и клиентов, строгом разделении помещений для женщин и мужчин, а также наличие намазханы - помещения для чтения молитв.

В оказании халяльных услуг немаловажным фактором для процветания бизнеса является не только соответствующий формат организации дела, но и грамотный маркетинг. Например, отмечают игроки рынка, спрос на услуги халал гостиниц на сегодняшний день не так уж и высок. "Во-первых, это связано с особыми требованиями к клиентам. Например, семейные пары, которые желают поселиться в отеле, обязательно должны предъявить соответствующие документы. Во-вторых, невысокий спрос объясняется низким уровнем осведомленности населения о таких услугах", - делится директор комплекса "Halal" в Астане Сауле Дуйсенбинова.

По таким же признакам работают казахстанские халяльные сауны. В помещениях запрещается курить, распивать спиртные напитки, мужчины и женщины купаются отдельно, и только семейные пары, имеющие при себе свидетельство о браке, могут отдыхать вместе.

Духовный стандарт
На сегодняшний день над разработкой универсальных стандартов и процедуры сертификации продукции халал работают специалисты по всему миру. В мусульманских странах подобная практика за несколько столетий отточена до совершенства. Но в государствах, где нормы шариата соблюдаются не строго, должны быть введены дополнительные механизмы отслеживания и контроля, считают эксперты.

В настоящий момент глобальный стандарт халал выработан. В его основе - заповеди Корана, Сунна пророка Мухаммада, иджма (араб. - согласие, в суннизме согласное мнение богословов по религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране и сунне, - прим. ред.) и прочее. Стандарт включил в себя практически все аспекты, которые обязательны при производстве подобной продукции и услуг. Данный документ на сегодняшний день утвердили 54 государства. Интересно, что в современный стандарт халал вошел запрет на генномодифицированные продукты.

Для универсализации процедуры надзора за рынком халал в 2009 году был создан Всемирный форум халалной продукции. К работе организации привлекаются государства - члены Организации исламской конференции (ОИК), эксперты в этой области, производители товаров, теологи и т.д.

В Казахстане госстандарт на изготовление продукции халал введен в 2006 году. Выдачу соответствующих сертификатов и дальнейший контроль над производством осуществляет Технический комитет №57 по стандартизации "Халал".

Для того чтобы продукт был сертифицирован стандартом "Халал", предприятию необходимо выполнить ряд требований. Производимый продукт должен быть свободен от содержания ингредиентов, запрещенных в исламе, это же касается сырья. Пищевая продукция должна приготавливаться из мяса "разрешенных" религиозными нормами животных, забой которых производился в соответствии с нормами ислама. Обязательным требованием является особые нормы использования и очистки оборудования, посуды и техники.

Согласно неофициальных данных, около 30% казахстанского пищевого рынка представлено продуктами халал. Много здесь и теневых игроков, отмечают чиновники. Отечественные прилавки периодически пополняются товарами с альтернативными названиями, под маркой "мусульманский" например. Как правило, отмечают в комитете, данная продукция изготавливается по сомнительной технологии и не имеет сертификата "Халал".

Вместе с тем, отмечает уполномоченный представитель Технического комитета "Халал" по Алматы и Алматинской области Кыдыркул Шурманов, процедура получения сертификата достаточно проста. Предприятию необходимо подать заявку, в ходе рассмотрения которой на производство выезжает экспертная комиссия. Представители надзорного органа проводят тщательную проверку и анализ процесса изготовления продукции - конечно, на предмет ее соответствия стандарту халал. Если разрешение дано, владельцы предприятия подписывают договор с Комитетом и получают свидетельство сроком на 1 год.

"Бизнес увидел спрос на халал-продукт, поэтому намерен развиваться в этой нише. Думаю, что выгода в распространении стандартов "халал" обоюдная: потребители получают полезную для здоровья продукцию, а предприниматели - доход от ее изготовления и реализации. К тому же общество начинает задумываться о качестве питания и, соответственно, о качестве жизни", - отметил в связи с этим председатель комитета по стандартизации "Халал" Марат Сарсенбаев.

Источник: Алия САГИНГАЛИЕВА, журнал "Мой бизнес Казахстан"