Конечно, если казахстанское правительство решится подписать соответствующее межправительственное соглашение. Ранее предполагалось, что это произойдет в апреле.
Однако в прошлом месяце правительственным постановлением был всего лишь одобрен проект документа, который, в свою очередь, был подготовлен по итогам переговоров вице-премьера Украины Андрея Клюева и премьер-министра Даниала Ахметова в рамках проходившего 16-17 марта визита в Астану.
Важным моментом в соглашении станет вопрос о взаимовыгодном использовании трубопровода "Одесса - Броды". Казахстанское руководство, вероятно, осознает, что дальнейшая отсрочка в подписании вышеуказанного соглашения и, тем более, конкретных контрактов на поставку и транспортировку давно обещанного сырья может негативно сказаться не только на отношениях с украинцами, но также и с американцами и европейцами.
Не случайно на пресс-конференции во время своего недавнего пребывания в Страсбурге, спикер сената Нуртай Абыкаев подтвердил заинтересованность Казахстана в использовании украинского нефтепровода для транспортировки своей нефти: "Для Казахстана является важным выход на широкий рынок, поэтому нам необходим паук нефтепроводов".
Почти одновременно пресс-служба специального уполномоченного Украины по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора распространила сообщение, в котором со ссылкой на управляющего директора "КазМунайГаза" Каиргельды Кабылдина сообщалось, что госкомпания "выразила готовность уже с июля приступить к транспортировке нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" в страны Европы". Поставки могут начаться во второй половине этого года (предположительно в июле) и должны достичь объема в 6 млн. тонн в год, при этом заинтересованные компании уже завершают переговоры с нефтеперерабатывающими заводами Австрии, Словакии, Германии и Чехии.
В конце апреля стало известно, что экспериментальную прокачку "легкой" нефти по магистрали "Дружба" на чешский нефтеперерабатывающий завод в Кралупах планируется начать в мае (сроки начала эксперимента также постоянно переносились).
Целью пробной поставки является оценка перспективности поэтапной прокачки каспийской нефти, которая попадала бы в "Дружбу" из "Одесса-Броды", и российской марки Urals, заполняющей "Дружбу" в настоящее время.
По словам вице-премьера А. Клюева, украинские власти уточняют, какая нефтяная смесь будет транспортирована по магистрали в рамках эксперимента. Если верить этой информации, решение о начале эксперимента будет принято сразу после майских праздников. Во всяком случае украинская сторона утверждает, что на этот раз все приготовления завершены: в марте были закачены 20 тыс. тонн "легкой" нефти в резервуары на станции "Броды", от которой планируется поставлять нефть в Чехию, а 5 апреля "Укртранснафта" согласовала со словацкой "Transpetrol", чешскими "Mero" и "Unipetrol" условия экспериментальной прокачки легкой нефти по "Дружбе" на НПЗ в Кралупах, подписав соответствующий протокол (последовательная транспортировка сопряжена со смешением различных сортов в начале и конце товарной партии, поэтому потребителям и производителям необходимо "договориться о механизме урегулирования своих взаимоотношений"). Как и следовало ожидать, документ не подписала "Транснефть".
Существует справедливое мнение, что сложившаяся ситуация по "Одесса - Броды" не просто чрезмерно политизирована, но и предельно запутана.
Достаточно вспомнить многочисленные и противоречивые заявления, сделанные на разных уровнях в украинском руководстве и в самой "Укртранснафте" за последний год, чтобы лишний раз убедиться, что в республике назрел серьезный кризис власти.
К тому же украинские, а вслед за ними и российские СМИ, постоянно выдают по данной теме весьма субъективную или вольно интерпретируемую информацию, отражающую две известные полярные точки зрения о направлении работы трубы. Причем даже сейчас, после принятия правительственного решения об ориентации нефтепровода, трубные страсти в стране вовсе не утихают.
Одним из важных вопросов остается проблема сотрудничества украинцев с казахстанской стороной. Казахстанская нефть для "Одесса - Броды" ассоциируется, как известно с иностранными компаниями, работающими в республике, а также с "КазМунайГазом", который может не только и не столько обеспечить трубу добываемым сырьем, сколько выступить посредником между Украиной и производителями нефти.
Если с иностранными и, прежде всего, с американскими компаниями до сих пор не было достигнуто никаких реальных договоренностей, то с "КазМунайГазом" все это время велись активные переговоры, одним из итогов которых стало решение создать совместное предприятие для реализации пресловутого проекта ЕАНТК. Такое СП (ООО "Украинско-казахская нефтетранспортная компания "Транс-Юг") было создано на основании учредительного договора от 18 июля 2003 года и зарегистрировано 13 октября того же года.
Осенью украинский кабинет министров сделал два поручения (N 70316 от 31.10.03 и N 76389 от 25.11.03) по проведению упомянутого выше эксперимента. А распоряжением специального уполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК Александра Тодийчука бизнес-оператором по его реализации стал "Транс-Юг", в уставном фонде которого "Укртранснафте" принадлежат 26%.
Однако осуществление экспериментальной прокачки периодически откладывалось, поэтому сторонники и противники этого мероприятия начали привычную кампанию по взаимному обвинению.
По версии "Транс-Юга", например, "пророссийская" часть руководства "Укртранснафты" "откровенно блокировала эксперимент по прокачке низкосернистой нефти по нефтепроводу "Дружба"". Оппоненты заявляли, что "реализация эксперимента продолжает тормозиться из-за невыполнения соответствующих организационных и юридических действий со стороны общества с ограниченной ответственностью "Украинско-казахская нефтетранспортная компания "Транс-Юг", на которую возложены функции согласования технических и коммерческих условий эксперимента с его участниками".
К этому времени в местной прессе начали появляться публикации, где значительное внимание уделялось "Транс - Югу" и его учредителям. В частности, отмечалось, что, якобы, 74% акций общества с ограниченной ответственностью принадлежат зарегистрированной 5 октября прошлого года на Кипре "Hillbrook Overseas Ltd." - "обычный оффшор, с помощью которых в Украине уже отработаны схемы вывода денег за рубеж". В других материалах говорилось уже о четырех кипрских компаниях, впрочем, не это главное, вполне закономерно возник вопрос: в каком виде присутствует в "Транс - Юге" "КазМунайГаз"?
Более двух месяцев назад в Верховной Раде обсуждалась поправка в закон "О концессиях", предполагавшая возможность передачи в концессию "Одесса - Броды". Тогда данное законодательное предложение не прошло во втором чтении.
Несколько позднее группа депутатов из фракции "Регионы Украины" предложила разрешить приватизацию нефтепровода. Примечательно, что, как отмечает RusEnergy, "из законопроекта следует, что претендовать на его покупку сможет лишь одна украинская компания - "Транс - Юг". По мнению экспертов, если предложение будет одобрено, у предприятия не будет другого выхода, кроме как согласиться на реверс".
А по другой информации (достаточно правдоподобной), в создании "Транс - Юга" были лично и очень заинтересованы бывший ТЭКовский вице-премьер Виталий Гайдук и бывший глава "Укртранснафты" Александр Тодийчук, которые, как известно, являются ярыми сторонниками прямого направления транспортировки и не раз высказывались о его исключительной рентабельности.
И, наконец, пару недель назад депутат Александр Гудыма, комментируя УНИАН причины срыва собрания акционеров "Уктранснафты", на котором планировалось переизбрать руководителя компании, заявил, что в инциденте этом повинны представители Донецкой финансовой промышленной группы, планирующей получить контроль над нефтетранспортной компанией, "чтобы привлечь активы для финансирования предвыборной кампании Виктора Януковича". Кстати, В. Янукович также неоднократно выступал не только в пользу "европейского" направления, но и в защиту А. Тодийчука, в том числе, когда его сместили с поста председателя правления украинской госкомпании. Согласно другой версии, интерес "донецких", которых многие украинские эксперты называют в числе соучредителей "Транс - Юга", обусловлен желанием прибрать к рукам стратегически важный нефтетраспортный бизнес.
Несмотря на шум вокруг недавно созданного СП, руководство "КазМунайГаза" в течение всего последнего времени никак не реагировало ни на заявления украинских депутатов, ни на многочисленные публикации в местных СМИ.
Вероятно потому, что не сочло возможным для себя быть вовлеченным во внутриполитические интриги, разворачивающиеся в другой стране. Впрочем, отсутствие адекватной информации рано или поздно может вызвать не совсем здоровый интерес не только в украинской среде, из чего следует довольно простой вывод: молчание не всегда золото.