Долгое время хореограф не хотел видеть свои постановки в российских театрах. Виной тому - события в Праге в 1968 году. Чтобы уговорить маэстро, понадобилось время и, в конце концов, Килиан сдался и дал согласие на постановку в Москве двух самых известных свои балетов - «Маленькая смерть» и «Шесть танцев». Рассказывают «Новости культуры».
Эта самая нервная премьера сезона. Впервые русская труппа танцует балеты Иржи Килиана. Теперь «Маленькую смерть» и «Шесть танцев» публика увидит вживую.
Художественный руководитель балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Сергей Филин говорит: «Мы никогда к этому не притрагивались. И огромный успех для нас, что мы получили право и имеем возможность сегодня к этому прикоснуться».
В Москву Килиан не приехал. На постановку отравил своих ассистентов Арлетт Ван Бовен и Элке Шеперс, но за репетиционным процессом следил. Накануне премьеры прислал письмо.
«Совершенно поэтическое пожелание: "Я посылаю вам крылья, для того чтобы вы могли взлететь высоко". И "ни пуха, ни пера» по-русски", - говорит начальник отдела по зарубежным связям театра Ирина Черномурова.
Шоколад и печенье тоже от него. На фотографиях хореографы первой десятки - Ноймайер, Начо Дуато. Благодаря им труппа театра прорвалась в современный балет. «Я надеюсь, что эту галерею пополнит фотография Килиана с труппой», - признается Черномурова.
«Маленькую смерть» Килиан сделал для Зальцбургского фестиваля в 1991 году. Балет стал сенсацией. С тех пор нет отбоя от желающих заполучить этот шедевр. Французы, с присущим им изяществом назвали кульминацию в любви маленькой смертью. Эстет Килиан под музыку Моцарта рассказал о взрыве эмоций и чувств в танце. Силу взрывной волны танцовщики испытали на себе.
Семен Чудин, солист балета Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, рассказывает: «Тишина, тишина, а потом как взрыв – пам! Это напоминает мужчин».
Солистка балета Лера Муханова в этот вечер занята в двух балетах: после «На Флореста» Начо Дуато премьера «Шести танцев» Килиана. У нее 40 минут на грим и перевоплощение.
«Тяжеловато, конечно, что сейчас надо будет другой совершенно жанр изображать. Мы так долго репетируем – все эмоции притупились. Какие-то моменты уходят, и сейчас придется как в последний раз. Сегодня премьера, и надо отдаться на полную», - признается Валерия Муханова.
Гример Наташа набила руку на гриме. На каждое лицо десять минут. Здесь все на контрасте. Главный акцент – глаза. Терракот дает им объем. Последний штрих, и клоунесса готова к выходу.
Мастер абсурда и гротеска, Иржи Килиан в «Шести танцах» высмеял галантный век: здесь летят головы с плеч, балерины-клоунессы играют в любовные игры, и даже кринолины живут собственной жизнью. На пятнадцать минут балерины могут забыть об изяществе, падать в обморок, быть смешными девчонками. Каждый решает сам, какой быть балетной комедии.
Артист балета Евгений Трупоскиади говорит: «Комедийный балет – это сразу в два раза больше тратиться сил, энергии. Потому что нужно четко делать движения руками, ногами, телом, корпусом, нужно еще уметь играть».
«Шесть танцев» - балет на все времена. Ассистент Килиана Арлетт Ван Бовен поставила его в пятнадцати театрах за десять лет. «Это и о смысле, и о бессмыслице, о реальности и о фантазии. Надо быть очень хорошим танцовщиком, чтобы это исполнить. Здесь много реальности и сумасшествия», - говорит Арлетт Ван Бовен.
Артисты еще не остыли после премьеры, а впереди новая работа. 14 июля в театр приезжает Джон Ноймайер. Он проведет кастинг для «Русалочки», а 16-го придет на премьеру балетов Килиана.